Жизнь после руды

Татьяна Журавлева
3 декабря 2001, 00:00

Чтобы выжить после истощения собственной сырьевой базы, комбинату "Североникель" пришлось экономить на всем, даже на воздухе

Собственная сырьевая база комбината "Североникель" была выработана к началу 80-х годов. На Западе такие предприятия просто закрываются, и строятся новые, рядом с новыми рудниками. Но в России вахтовый метод так и не прижился - не переселять же целый город. Поэтому решили возить руду из Норильска и из соседнего "Печенганикеля", расположенного на другом конце Кольского полуострова.

Экономически это было невыгодно ни при плановой экономике, ни уж тем более при рыночной. Но существовало одно "но", которое удерживало предприятие на плаву. В отличие от Норильского комбината "Североникель" находится недалеко от незамерзающего морского порта. А перерабатывающие мощности, особенно в Заполярье, выгоднее иметь поближе к потребителю. Это снижает риски срыва контрактов по поставкам металла зарубежным партнерам. Даже если ледокол из Норильска с сырьем не дойдет до Мурманска, комбинат может какое-то время продержаться на запасах. Это и было одним из аргументов за сохранение "Североникеля", когда встал вопрос о его закрытии. Второй аргумент - социальная ответственность за город Мончегорск, который комбинат практически содержит.

Ко всему прочему, под норильское сырье в 1982 году был построен мощный медно-никелевый комплекс по переработке рудного сырья и файнштейна. Замораживать эти мощности никто не рискнул.

"Когда возить руду из Норильска стало дорого, - рассказывает директор комбината 'Североникель' Константин Демидов, - чтобы не снизить объемы, мы были вынуждены либо увеличивать производство сырья на 'Печенганикеле', либо переходить на лом цветных металлов. Отрабатывали оба направления. Главным для нас было сохранить свою специализацию. 'Североникель' был изначально построен как рафинировочный и металлургический комплекс, специализирующийся на выпуске никеля, меди и кобальта".

Вскоре комбинат снова начал работать с "Норильским никелем", но уже по толлинговой схеме. С одной стороны, это позволило сохранить объемы производства, но с другой, чтобы удержать рентабельность, нужно было снижать издержки.

Основные инвестиции Кольской ГМК и РАО "Норильский никель" предназначались для развития сырьевой базы, то есть уходили на "Печенганикель". "Североникель" мог рассчитывать только на свои силы. Разработки на комбинате были, но до них просто не доходили руки. Когда же ситуация оказалась близка к критической, пришлось достать их "из-под сукна".

"Поскольку у нас отсутствует своя сырьевая база, мы считаем, что нам надо выходить на более высокий передел тех металлов, которые мы получаем", - рассказывает Константин Демидов. К концу года будет закончено строительство участка по безотходному производству электролитной меди. Это позволит практически полностью прекратить сброс отходов в озеро Имандра. Все жидкие отходы, содержащие цветные и редкие металлы, будут отправляться на переработку. В прошлом году новая технология уже позволила несколько увеличить производство чистой меди. Планируется отказаться от плавки никеля и перейти на новую технологию брикетирования, которая позволит существенно снизить затраты, повысить извлечение цветных металлов.

В самое ближайшее время будет запущен участок по производству сухого карбоната кобальта, более переработанной продукции, востребованной нефтеперерабатывающими заводами. Более бережно стали относиться на "Североникеле" и к сырью. Если раньше серную кислоту, загрязненную примесями, нейтрализовали и выбрасывали, то теперь намерены извлекать ее как ценный компонент и использовать повторно.

В последние годы комбинат начал заниматься хромом. После распада Советского Союза Россия осталась практически без хромитовых месторождений и вынуждена ввозить хром из-за границы. Сопчеозерское месторождение хромовых руд расположено недалеко от комбината, который не только начал разработку месторождения, но и планирует производить хромовый концентрат и феррохром для черной металлургии.

За последние годы "Североникелю" удалось снизить вредные выбросы до предельно допустимых норм, что значительно уменьшило штрафы, которое раньше предприятие платило за загрязнение окружающей среды. Отходы, которые раньше сбрасывались в озера, в атмосферу, стали очищать и использовать. Как выяснилось, экологически чистые технологии оказались выгодны экономически. "А ведь раньше и уголовные дела заводились за нанесенный ущерб природе, - рассказывает Демидов, - но, когда экономика стала предъявлять счет, мы всерьез взялись за экологические технологии. Проблемы с сырьем в буквальном смысле показали нам, как можно делать деньги из воздуха".