Формула мира

Михаил Чернов
10 декабря 2001, 00:00

У израильско-палестинского конфликта нет "комплексного" решения. Вырваться из замкнутого круга можно лишь путем разделения Палестины

На прошлой неделе вновь обострилась ситуация на Ближнем Востоке. Палестинские боевики провели серию терактов в Израиле. В субботу вечером на оживленной пешеходной улице в центре Иерусалима два террориста-смертника привели в действие взрывные устройства, начиненные болтами и металлическими обрезками. Еще через несколько минут в этом же месте взлетела на воздух автомашина со взрывчаткой. На следующий день палестинский террорист-камикадзе взорвал пассажирский автобус на севере страны в Хайфе. В результате этой серии терактов погибли 26 человек, свыше 250 получили ранения. Ответственность за теракты взяла на себя палестинская экстремистская группировка "Хамас". В связи с тяжелой ситуацией в стране премьер-министр Израиля Ариэль Шарон был вынужден срочно прервать свой визит в США. По возвращении премьера в аэропорту состоялось экстренное заседание израильского кабинета министров, где рассматривался вопрос о реакции еврейского государства на палестинский террор.

Ответ Израиля не заставил себя долго ждать. Впервые администрация Ясира Арафата была официально объявлена структурой, поддерживающей террор. Иерусалим приступил к широкомасштабным боевым действиям против террористов и Палестинской автономии. Израильские ВВС нанесли удары по резиденциям Арафата в Газе и Рамалле. В ходе налета были уничтожены два личных вертолета палестинского лидера. Помимо этого, евреи нанесли удары по казармам палестинских вооруженных формирований, полицейским участкам в Дженине и Тулькареме. В Рамаллу, Наблус и Хеврон были введены сухопутные части. Армейские бульдозеры при поддержке танков уничтожили взлетно-посадочную полосу международного аэропорта палестинцев в Дахании в секторе Газа.

"Шарон объявил палестинскому народу войну", - заявил член правительства Палестинской автономии Саеб Эрикат. Палестинские террористические группировки "Фатх", "Хамас" и "Исламский джихад" незамедлительно пригрозили Израилю новыми терактами, хотя Арафат и распорядился прекратить антиизраильские акции, поскольку они "противоречат национальным интересам". В среду в центре Иерусалима возле здания одной из гостиниц прогремел новый мощный взрыв. По счастливой случайности никто не погиб. Палестинский камикадзе готовил покушение на министра внутренней безопасности Узи Ландау и мэра Иерусалима Эхуда Ольмерта, ночевавших в гостинице.

Эксперты полагают, что террористическая война палестинцев против Израиля только будет набирать обороты, и конфликт между евреями и палестинцами вступает в полосу еще большей эскалации. Стороны обречены на блуждания по замкнутому кругу: теракты-ответный удар-теракты и так до бесконечности. Главная проблема в том, что ни одно из существующих предложений по восстановлению мира в регионе в сегодняшней ситуации реализовать невозможно.

Штаты сказали "нет"

После того как Палестинская автономия была объявлена террористическим образованием и начались военные действия по уничтожению ее инфраструктуры, израильский правый лагерь заметно оживился. Бывший премьер-министр Израиля и один из основных кандидатов на этот пост на будущих выборах, Биньямин Нетаньяху заявил, что неплохо было бы провести выборы в кнессет. Правым была бы обеспечена ошеломляющая победа, и национальный лагерь легко сумел бы сформировать правительства без участия левых. Заместитель министра в министерстве главы правительства, депутат парламента от правой партии "Наш дом - Израиль" (НДИ) Юрий Штерн заявил "Эксперту", что "правительство впервые приблизилось к четкому обозначению Палестинской автономии как врага". Лидер НДИ, министр национальных инфраструктур Авигдор Либерман объявил, что решение правительства - это победа линии НДИ вопреки позиции министров от левой партии "Авода", в первую очередь победа неформального лидера левых, министра иностранных дел Шимона Переса. По мнению Либермана, "объявление автономии террористическим образованием любые действия израильской армии делает легитимными". Аналитики начали всерьез обсуждать возможность уничтожить Арафата, полностью захватить автономию и ликвидировать ее.

Однако, по всей видимости, правые все-таки рано радовались. В среду между палестинским лидером и Шимоном Пересом состоялась беседа, в результате которой была достигнута договоренность о прекращении налетов на автономию. Взамен Арафат обязался в течение 12 часов арестовать 36 террористов, которых разыскивает Израиль. Шарон результаты встречи одобрил. Более того, он сформулировал условия возобновления мирных переговоров с палестинцами. Им предлагается в течение недели соблюдать прекращение огня, арестовать всех разыскиваемых Израилем террористов, разоружить военизированные террористические группировки и прекратить антиизраильскую агитацию в национальных СМИ. Следует отметить, что требования эти вполне "приемлемые" для палестинцев, особенно если учесть, что проконтролировать их выполнение на все сто практически нереально. Таким образом, палестинцы получат очередную возможность избежать поражения и тотального разгрома.

Похоже, свернуть масштабное наступление на палестинцев израильтян в очередной раз заставили США. Республиканская администрация хотя и относится с симпатией к жесткой антитеррористической позиции Израиля и может со временем дать "санкцию" на адекватный ответ палестинским бандитам, однако обострение отношений с арабскими союзниками пока в планы Вашингтона не входит. Тем более что операция против Афганистана подходит к концу, а следующей мишенью, по мнению аналитиков, будет Ирак, где без арабской поддержки, или хотя бы нейтралитета, никак не обойтись. Поэтому уже после терактов в Иерусалиме американцы попросили Шарона не ликвидировать Арафата, и он пообещал президенту США Джорджу Бушу выполнить эту просьбу.

Потеря цели

На самом деле проблема не только в двойственности американской позиции, но прежде всего в том, что реальную схему решения израильско-палестинского конфликта пока не удалось выработать никому, в том числе и самим израильтянам. Именно потому, что у них нет своего четкого плана действий, они во многом полагаются на американцев. Стоит вспомнить, что вплоть до конца 80-х годов урегулирование ближневосточного конфликта было вопросом скорее второстепенным, который увязывался прежде всего с глобальным противостоянием двух систем. Однако, победив в холодной войне, США с их связями с Израилем и одновременно с интересами в арабском мире получили в "наследство" комплексную палестино-израильскую проблему.

С тех пор было перепробовано немало "рецептов". Демократическая администрация Билла Клинтона на протяжении восьми лет пыталась решить ближневосточный конфликт. Однако соглашения, достигнутые в Осло в 1993 году, и попытка на практике внедрить формулу "мир в обмен на землю" окончились полным провалом и во многом привели к нынешней трагичной ситуации. Новая республиканская администрация поначалу намеревалась дистанцироваться от процесса урегулирования конфликта. Однако с переходом палестино-израильского противостояния в горячую фазу интересы в регионе заставили США погрузиться в ближневосточную политику, как бы им этого ни хотелось избежать. Американцы предложили реализовать так называемый "план Митчелла", разработанный еще при Клинтоне. План призывает обе стороны немедленно прекратить огонь, предпринять шаги к восстановлению взаимного доверия, возобновить контакты на уровне спецслужб, отменить израильские экономические санкции против ПА и прекратить строительство еврейских поселений на территориях, занятых Израилем после 1967 года. Любопытно, что в целом план приняли и израильтяне, и палестинцы, однако он до сих пор так и не реализован.

У Евросоюза тоже есть предложения по разрешению нынешней вспышки насилия. По сути они аналогичны предложениям по урегулированию ситуации в Чечне и в Косово и абсолютно неприемлемы, поскольку террористический анклав на израильских границах станет легитимным.

Нет реального плана мирного урегулирования и в самом Израиле. Ущербность позиции израильских левых очевидна. Они с готовностью принимают любой план мирного урегулирования, который исходит от леволиберальных кругов Запада и готовы следовать ему, невзирая на гибель соотечественников под атаками палестинских террористов. Столь же непродуктивно выглядит сегодня и позиция правых. Например, вполне понятное стремление израильского национального лагеря полностью уничтожить палестинскую автономию как террористическое образование. Существуют планы по разделу автономии на четыре не сообщающихся друг с другом кантона под управлением контролируемых Израилем местных администраций; план разработал Шарон еще в середине 80-х, а ныне за него выступает НДИ. Дело в том, что Палестинская автономия в отличие, скажем, от Чечни является субъектом международного права, и ее ликвидация будет воспринята крайне негативно всем мировым сообществом. Мало того, что это может обернуться для Израиля экономическими санкциями или даже принятием решения о вводе международных сил. Такое решение подрывает легитимность самого Израиля, поскольку лежащие в основе его создания международные документы предполагают раздел Палестины на два государства - еврейское и палестинское. На лицо кризис идей, которые могли бы лечь в основу стабилизации ситуации на Ближнем Востоке.

При этом правительство Шарона оказалось в очень непростой ситуации: двигаться некуда, а промедление играет против суверенитета Израиля. Пока американское давление на еврейское государство осуществляется лишь по дипломатическим каналам. Однако США после неожиданно быстрого окончания военной разминки в Афганистане на глазах осваиваются в статусе единственной супердержавы, которая в любом регионе планеты легко и без больших потерь может силой отстаивать свои интересы. Уже сейчас в американском истеблишменте все чаще звучит мысль, что надо надавить на конфликтующие стороны на Ближнем Востоке и принудить их к миру. По мнению одного из идеологов американской стратегии Збигнева Бжезинского, "Израиль и палестинская автономия не могут самостоятельно положить конец конфликту, и США обязаны взять ситуацию под свой контроль и совершенно однозначно дать понять обеим сторонам, что они не потерпят новой войны на Ближнем Востоке".

Разделить проблему

Пожалуй, основной ошибкой всех вышеописанных планов урегулирования палестино-израильского конфликта является то, что все они предусматривают "комплексное" решение проблемы. Понятен соблазн решить все сразу - но, как показала практика мирного процесса, найти подобное комплексное решение малореально, поскольку в одну формулу приходится увязывать слишком много самых различных факторов и интересов: политических, экономических, религиозных, клановых, исторических и пр. Поэтому решать проблему ближневосточного урегулирования, судя по всему, нужно поэтапно.

Одна из главных причин необходимости изменить подходы - полная "девальвация" Арафата как политика, способного реально контролировать ситуацию в Палестинской автономии. Ведь именно фигура Арафата как международно признанного единого лидера всех палестинцев, способного управлять "вождями" второго эшелона, является краеугольным камнем всех попыток "всеобъемлющего" урегулирования. Но Арафат, судя по всему, уже "отработанный материал". Он уже стар, и все амбициозные палестинские политики готовятся к постарафатовской эпохе. В этих условиях израильская политика, сфокусированная на Арафате, изначально обречена. Возможно, устранять Арафата, как уже решили было израильтяне, и не стоит, но диверсифицировать палестинскую политику просто необходимо. Прежде всего, по "географическому" признаку.

Дело в том, что условно мирный процесс можно разделить на два этапа. Реально Израилю необходимо договориться не с "Палестиной", а с двумя различными палестинскими региональными группировками, которые сильно отличаются друг от друга по своей культуре и имеют разные экономические и политические интересы. Палестинская автономия состоит из двух отдельных частей: Западного берега реки Иордан и сектора Газа. И если, скажем, на Западном берегу крайне остро стоит проблема еврейских поселений, демаркации границ, исторической принадлежности святых мест, то сектор Газа, по сути, является "отдельной" от Израиля территорией с полностью оборудованными границами, аэропортом и морскими портами и малочисленными еврейскими поселениями. Рельеф местности благоприятствует созданию полноценной непроницаемой государственной границы. С военной точки зрения сектор Газа не слишком сокращает стратегическую глубину обороны Израиля. Так что Иерусалим мог бы на первом этапе относительно легко предоставить полную независимость палестинскому государству в Газе, жители которой даже по этническим признакам имеют отличия от жителей холмов исторической Иудеи и Галилеи (Западный берег). Прецеденты подобного "разделения проблемы" уже есть. Так, например, Индии в начале семидесятых удалось разделить Пакистан: Восточный Пакистан превратился в самостоятельное государство Бангладеш, что позволило Индии изменить баланс сил в Южной Азии в свою пользу и, в конечном итоге, добиться более стабильной ситуации в регионе.

В перспективе создание независимого государства в Газе могло бы снять с израильтян часть обвинений в нежелании предоставить палестинцам право на собственное жизнеспособное государство, а палестинцам дало бы шанс показать, насколько искренни они в своем стремлении строить такое государство и сосуществовать с Израилем. Подобное решение должно позволить палестинцам, с одной стороны, сформировать органы власти, а с другой - возложит на них всю полноту ответственности за то, что происходит на контролируемых территориях. А главное - это реальный способ добиться хоть какого-то прогресса в ближневосточном мирном процессе.