Компания "Пентаком", "дочка" голландской фирмы Russia Broadband Communications, сделала серьезный шаг к реализации объявленного весной этого года проекта по созданию системы кабельного телевидения в Подмосковье. На прошлой неделе она заключила контракт с американской компанией Motorola на поставку оборудования для своей сети. В первые два года "Пентаком" закупит различных декодеров, маршрутизаторов, модемов и других устройств на 15 млн долларов, а всего планирует приобрести "железа" от Motorola более чем на 100 млн долларов.
Проект "Пентакома" - это первый широкомасштабный проект создания сети кабельного телевидения в Московской области. По словам гендиректора компании Кена Роджерса, до конца 2005 года предполагается охватить сетью 27 городов Подмосковья (пока сеть работает в Мытищах). Общая протяженность магистральной волоконно-оптической сети связи, соединяющей эти города, составит 110 км. Причем речь идет не только об услугах ТВ, а о широкополосной сети связи, с помощью которой возможны и высокоскоростной доступ в Интернет, и дальняя и местная телефонная связь.
Правда, осуществимость этих радужных планов вызывает сомнение. Сеть кабельного ТВ с массой дополнительных услуг в самой Москве еще четыре года назад пыталась создать "Комкор-ТВ", в 2000 году она даже нашла инвестора, однако до сих пор бизнес почти не развивается. Аналогичные проекты, но уже по беспроводной технологии, несколько лет вынашивает "МТУ-Информ", но и они не реализованы. Возникает вопрос: если не нашлось желающих платить за кабельное ТВ в высокодоходной столице, то почему абоненты появятся в области? На что надеется "Пентаком" и его главный инвестор Delta Capital, начиная проект, общая стоимость которого до конца 2005 года оценивается в 250 млн долларов?
Как пояснил "Эксперту" Кен Роджерс, москвичи имеют 10-12 каналов, которые им поставляет государственное предприятие "Мостелеком". Дополнительные каналы можно купить на рынке и у "НТВ плюс", и у "Космос-ТВ", к тому же трансляционную ТВ-сеть в столице собирается строить российско-американское СП "Версател". Жители же области могут смотреть максимум 5-6 каналов, а из частных операторов кое-где доступен лишь "НТВ плюс". Поэтому, по мнению "Пентакома", на рынке есть солидная ниша. Но одного конкурента представители "Пентакома" не учли. Компания собирается развивать свою сеть не на селе, а в крупных городах с населением в несколько сотен тысяч человек, а там уже есть районные кабельные сети. И большинство тех, кто хотел заплатить за дополнительное телевидение, уже сделали это.
Зато для Motorola нынешняя сделка - это большой успех в России. Раньше компания поставляла лишь оборудование радиосвязи, а теперь пробила брешь и на ТВ-рынке. Остается лишь надеяться, что ее заказчик будет платежеспособным.