"Другая" жизнь

10 декабря 2001, 00:00

Выставка живописи и фотографий из cобрания германских коллекционеров Кенды и Якоба Бар-Гера в Музее современного искусства в Москве проходит не в первый раз. В 1996 году Бар-Гера привозили к нам живопись советского андерграунда и поразили всех высоким уровнем своей коллекции, в которой практически не было "проходных" вещей. Бар-Гера начали собирать советский андерграунд в шестидесятые, когда Оскар Рабин, Юрий Злотников, Франсиско Инфанте и другие ныне знаменитые имена нашего "другого искусства" совсем ничего не говорили широкой публике. Тогда вместе с произведениями искусства к Бар-Гера попало и множество фотографий - портреты художников, съемка выставок и перформансов. Снимки эти Бар-Гера собирали вовсе не из любви к фотоискусству, столь свойственной нынешнему времени, а как документальный материал, сопровождающий основную коллекцию. Однако со временем фотографий набралось столько, что они составили самостоятельную коллекцию, которая и стала основой нынешней выставки. Это фотохроника шестидесятых-восьмидесятых годов: "бульдозерная" выставка, выставка семидесятых в Измайлово, выставка нонконформистов на ВДНХ (тогда первый и единственный раз к павильону "Пчеловодство" выстроилась огромная очередь), перформансы и кинетические объекты Франсиско Инфанте, экспозиции московских художников на Малой Грузинской и так - вплоть до первых перестроечных выставок в зале на Каширке. Некоторые из снимков достаточно известны благодаря буйной выставочной жизни последних пятнадцати лет. Но собранные вместе в таком количестве они производят сильное впечатление, свидетельствуя о том, что "другая" художественная жизнь была столь разнообразна и насыщенна, что в сравнении с ней жизнь официального искусства больше походила на смерть.