Договор, который начнет действовать c 1 января будущего года, принесет российской компании от 3,5 до 4 млрд долларов. Базовые параметры документа уже согласованы с руководителями De Beers. Переговорщики взяли обязательство не разглашать детали нового соглашения, однако их активно обсуждают в российских алмазных кругах. Считается, что "Алроса" возьмет на себя обязательство продавать DTC алмазов не менее чем на 750 млн долларов в 2002-м и 2003 годах, а затем объем обязательных продаж будет снижен до 450-550 млн долларов в год. На снижении настоял глава межведомственной комиссии при Минфине Алексей Кудрин, по-видимому, предполагая, что по окончании мировой экономической рецессии вырастет спрос на ювелирные изделия с бриллиантами и российской гранильной промышленности потребуются дополнительные объемы алмазного сырья.
Стоимость каждой партии экспортируемых алмазов будет рассчитываться на основе двустороннего прейскуранта, который при существенном сдвиге мировой конъюнктуры будет подвергаться изменениям по решению двустороннего комитета. С целью оперативного тестирования цен на свободном рынке российская сторона имеет возможность использовать механизм "свободных отрезков". Это значит, что от каждой экспортной партии будет отбираться представительная проба и продаваться специалистами "Алроса" и "Алмазювелирэкспортом" (подразделение Минфина) в целях информирования правительства. Кроме того, в договоре отсутствуют ограничения на международную торговлю алмазами каких-либо третьих сторон (как известно, российские власти готовы разрешить российским перерабатывающим предприятиям осуществлять свободный экспорт до 15% закупаемого сырья). Наконец, договор как коммерческая сделка не содержит никаких гарантий или обязательств правительства РФ.
Короче говоря, "именины сердца". Теперь главной заботой становится одобрение текста соглашения Антимонопольным комитетом ЕС, что, в принципе, может затянуться надолго. Однако "Алроса" и "авторитет" мирового алмазного рынка De Beers способны вести торговые дела и минуя формальности ЕС. После того как Кудрин дал договору "зеленый свет", вступают в действие механизмы джентльменского соглашения - настолько велико доверие друг к другу руководителей алмазных гигантов.