Реклама будет жить

10 декабря 2001, 00:00

Затянувшийся спад на мировом рынке рекламы закончится во второй половине будущего года. Таково мнение аналитиков исследовательской группы Zenith Media в опубликованном на прошлой неделе прогнозе состояния рекламного рынка. Согласно их прогнозам, уже в 2003 году рынок вырастет на 1,2%.

Сокращение рынка рекламы началось полтора года назад - вслед за крушением фондового "пузыря" интернет-компаний, активно рекламировавшихся в период эйфории новой экономики. После 11 сентября рекламный спад резко усилился и серьезно повлиял на финансовое положение индустрии СМИ.

Медиаимперии, живущие в основном на доходы от рекламы, одна за другой объявляют сегодня о значительных потерях. После терактов ведущие телеканалы и газеты сократили (а кое-кто и вовсе снял) рекламу, чтобы освободить место для прямых включений и подробного анализа событий. Этот акт "гражданской солидарности" принес медиасектору убытки в 1 млрд долларов только за первую неделю после трагических событий. С началом афганской операции положение лишь усугубилось: прибавилось расходов на освещение военных маневров, а рекламодателей все нет. Многие из них до сих пор опасаются связывать свое имя с негативными новостями.

В категорию наименее рекламируемых сейчас компаний аналитики включили интернет-компании, телекоммуникационные фирмы и финансовые службы. "Антигероями" названы табачные и алкогольные продукты, реклама которых в ряде стран запрещена. Не слишком популярна и реклама путешествий и отдыха: задерганные кризисом люди предпочитают сидеть дома. Впрочем, эксперты Zenith Media рассчитывают, что восстановлению этой категории рекламы поспособствуют зимние Олимпийские игры 2002 года. "Помимо того, многие компании уже сегодня готовы вкладывать деньги в рекламу, - сказал 'Эксперту' независимый аналитик медиарынка Уильям Данкерли. - Ведь исследования, проведенные Ассоциацией американской деловой прессы, доказывают: сокращение рекламных расходов в долгосрочной перспективе неэффективно".

Российский рекламный рынок в отличие от мирового демонстрирует быстрый рост. Согласно предварительным данным Gallup Media, объем рекламного рынка в России в нынешнем году вырастет на 50%, до 1,7-1,8 млрд долларов, то есть вернется на пиковый уровень 1997 года. В следующем году исследователи прогнозируют рост российского рынка рекламы еще на 30-40%, до 2,35 млрд долларов.