Финляндия становится лидером

Елена Новомлинская
10 декабря 2001, 00:00

Нынешней зимой на туристическом рынке ожидается существенное перераспределение турпотоков. Впервые Объединенные Арабские Эмираты выйдут из тройки стран-лидеров, а их место займет Финляндия

На протяжении многих лет российские туристы предпочитали отдыхать зимой в теплых странах. Лидером был Египет. Второе место отдавалось Таиланду, а Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) занимали третье место. Предстоящий зимний сезон, похоже, внесет коррективы в эту привычную картину. Согласно прогнозному рейтингу популярности туристических направлений, составленному информационной службой БАНКО, на сей раз ОАЭ уступят третье место Финляндии (см. таблицу 1).

Вполне можно было ожидать, что война в Афганистане внесет свои коррективы в политику туристического бизнеса стран Ближнего Востока. В Египте так и произошло. Владельцы египетских отелей в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе резко снизили цены: стоимость проживания в разных отелях упала на 30-50%. Сейчас в Египте можно найти гостиницы, где можно отдохнуть за 2,5 доллара в сутки. В среднем же неновогодний недельный тур в Египет сегодня продается по цене от 200 до 400 долларов в зависимости от рыночной политики владельцев отеля, его расположения и развитости курорта.

Ценовая политика хотельеров (владельцев отелей) в ОАЭ была более консервативной, и в результате Эмираты ушли из тройки лидеров. Снижение цен составило не более 15-20%, а многие гостиницы вообще не пошли на удешевление своих услуг. В результате цены на отдых в ОАЭ сегодня в среднем на 15-20% выше, чем в Египте. Возможно, эмиратские хотельеры делали ставку на то, что Дубаи - не только туристический город, но и мировой бизнес-центр. Владельцы отелей посчитали, что своих бизнес-клиентов они сумеют сохранить в любом случае. Но не удалось.

Для российских туристов цена турпакета всегда имела решающее значение. "Россиян в отличие от европейцев взрывами не напугаешь, - говорит Константин Селиванов, директор департамента российского туризма компании 'Роза ветров'. - Если в Европе спрос на арабские страны до сих пор почти нулевой, то в России после удешевления туров в Египет произошел резкий взлет спроса. По нашим прогнозам, в предстоящем сезоне по сравнению с прошлым годом объемы вырастут". Так что Египет сохранил за собой лидирующее место в списке популярных направлений.

Что касается ОАЭ, то, по уже имеющимся оценкам туроператоров на ноябрь этого года, спрос по сравнению с прошлым годом упал почти на 30%. Наблюдая столь значительное снижение спроса, многие туроператоры стали искать другие потенциально привлекательные направления, менее разработанные, относительно дешевые и не связанные с длительным перелетом. Выбор пал на Финляндию. По словам начальника скандинавского отдела компании Pac-Group Татьяны Петкевич, туры в Финляндию сегодня продаются лучше, чем в прошлом году. Ожидается, что в декабре, на который приходится основной объем сезонных продаж путевок, спрос увеличится еще больше. И это несмотря на то, что отдых в Финляндии не отличается большим разнообразием: семейное проживание в уединенном коттедже в лесу вдали от цивилизации, аквапарки, бани, зимние виды спорта. Рост спроса со стороны российских туристов уже вызвал некоторый подъем на рынке туристических услуг в Финляндии: по сравнению с прошлым годом рост цен на отели в этой стране составил порядка 5-7%. В целом средняя цена зимнего тура на три-четыре дня составляет сегодня 300-400 долларов.

Между тем, по мнению специалистов, активность российских компаний на новом для них направлении может привести и к обострению негативных тенденций - возможен демпинг, срывы перевозок, проблемы с расселением туристов. Нередки случаи, когда при разработке новых направлений, пользующихся большим спросом, турфирмы в спешке формируют турпакеты, не имея окончательных договоренностей о расселении туристов в отелях или о брони в самолетах. Говорит Татьяна Дмитрова, руководитель информационной службы БАНКО: "Анализ предложений по Финляндии показывает, что среди фирм, которые сейчас проявляют активность на этом направлении, есть непрофессиональные компании, пытающиеся снять сливки с продажи новогодних программ".

На подъеме

Другая тенденция рынка - резкий рост интереса россиян к горнолыжному туризму, который, впрочем, относится к наиболее быстро развивающимся направлениям во всем мире. Российские туроператоры отмечают ежегодный рост спроса на эти туры на 40-50%. Поэтому со своей стороны они стремятся максимально разнообразить предложение и повысить его качество. В этом сезоне туристы могут рассчитывать на рост числа горнолыжных программ, появление новых курортов и, главное, на более качественные услуги. Дело в том, что горнолыжное направление развивается так быстро, что многие турфирмы не успевают детально изучить все особенности новых курортов. И поэтому не всегда могут предложить туристу наиболее подходящий для него продукт: например, новичок в горнолыжном деле мог попасть на курорт, в большей степени ориентированный на профессионалов, или вообще к сноубордистам. В этом сезоне профессионализм туроператоров, работающих с зимними направлениями отдыха, заметно вырос, поскольку при такой динамике спроса многие турфирмы решили выбрать это направление в качестве приоритетного.

Среди горнолыжных стран российские туристы традиционно предпочитают Австрию (этой зимой туда поедет более 20% всех горнолыжников). Цены на горнолыжный отдых в этой стране вполне умеренные - в среднем от 500 до 700 долларов на человека в неделю, при том что уровень развития курортной инфраструктуры там очень высок. Помимо Австрии в этом сезоне спросом стали пользоваться и страны с более дорогими турпакетами - Италия и Франция. Катание на лыжах в течение недели на курортах этих стран обойдется российскому туристу минимум в 700-800 долларов на человека.

Однако наибольший рост спроса со стороны российских горнолыжников туроператоры отмечают на относительно новое для России направление - Андорру. В этом году по популярности Андорра почти сравнялась с Австрией (см. таблицу 2). По словам Светланы Ярославцевой, менеджера по рекламе и маркетингу компании Pac-Group, "большой интерес к Андорре объясняется несколькими причинами. Прежде всего ценовая доступность - от четырехсот долларов за неделю отдыха. За минувший год серьезная конкуренция среди туроператоров, занимающихся этим направлением, привела к снижению цен на туры в среднем на пятнадцать процентов. Кроме того, это маленькая страна, и там все компактно расположено - и горнолыжные курорты (их всего пять), и термальные курорты, и экскурсионные объекты. Не нужно тратить много времени на переезды внутри страны. Важно также, что это - зона беспошлинной торговли".

Любопытно, что еще одно изменение рейтинга популярности горнолыжных направлений касается опять-таки Финляндии. По данным информационной службы БАНКО, в списке стран Финляндия переместилась с 9-го на 5-е место. И это наиболее значимый скачок во всем рейтинге. Очевидно, в числе главных причин - возможность добраться к месту отдыха поездом и сравнительно невысокие цены туров.

Заоблачные цены и низкое качество

Тех, кто решил этой зимой отдохнуть в России, порадовать нечем. Хотя Миллениум позади, подмосковные санатории и пансионаты не намерены снижать цены, а некоторые дома отдыха их даже повышают. В новогодние праздники цена на отдых в Подмосковье поднимается в 2-4 раза.

Если сравнить предложения по Подмосковью и тому же Египту, ситуация выглядит парадоксальной. Три дня в подмосковном пансионате трехзвездочного уровня обойдутся столько же, сколько неделя в египетском отеле той же классности (с учетом стоимости перелета). Но при этом качество проживания, питания и обслуживания в Подмосковье наверняка будет ниже, чем в Египте.

По уровню проживания предлагаемые туры в Подмосковье можно разделить на три группы. Наиболее популярна встреча Нового года в самых дешевых пансионатах - 200 долларов за три дня придется заплатить туристу, который согласится на номер с отечественной мебелью и ремонтом невысокого уровня (возможно, за новогодний банкет придется доплатить отдельно). Пансионаты с более качественным уровнем номеров, но не дотягивающие до европейского стандарта, запрашивают 200-400 долларов за три дня. А третий класс пансионатов - новые или реконструированные, соответствующие "евростандарту", - от 400 долларов.

По словам специалистов, самые дешевые пансионаты конкурируют между собой за счет цен. Более благоустроенные дома отдыха стараются привлечь клиентов разнообразием услуг (как правило, за дополнительную плату). Основной их набор сводится к наличию бани, бассейна, теннисного корта, катания на санях, лошадях и снегоходах. Популярность дома отдыха резко возрастает, если ландшафты позволяют оборудовать горнолыжный спуск. Тем не менее, как говорят туроператоры, прежде всего российского туриста привлекают свежий воздух и живописность пейзажа.

Подмосковные хотельеры уверены, что обеспечат заполняемость (по крайней мере в праздничные дни) даже при очень высоких ценах, считая, что события в Афганистане отпугнут российских туристов от заграничных поездок. Однако в отличие от владельцев подмосковных пансионатов туроператоры не столь оптимистичны в прогнозах. По словам Константина Селиванова, вполне возможно, что наши хотельеры переоценивают реальный спрос на отдых в Подмосковье, если за те же деньги можно съездить на неделю в какую-нибудь европейскую страну с гарантированным уровнем сервиса. Опыт предыдущих лет (землетрясение в Турции, война в Югославии) показал, что для русского туриста цены всегда были важнее собственной безопасности.