Манеж строгих правил

Культура
Москва, 17.12.2001
«Эксперт» №47 (307)
Рынок заставил современных художников взяться за живопись

Морозным вечером шестого декабря на Манежной площади перед Центральным выставочным залом "Манеж" образовалась очередь - организованная толпа деятелей культуры пыталась попасть на открытие ежегодной Международной выставки-ярмарки современного искусства "Арт-Манеж-2001", крупнейшее событие из жизни актуального искусства, следующее непосредственно за другой, такой же крупной ярмаркой в Кельне.

В очереди царило радостное возбуждение. Действительно, в Москве событий подобного рода всего два: "Арт-Москва" (март) и "Арт-Манеж" (декабрь). "Арт-Москва" давно уже взяла курс на элитарную аудиторию - там заседает серьезный совет кураторов и галеристов, которые решают, кого пригласить, а кого нет. "Арт-Манеж", напротив, всегда был веселым, эпатажным и неминуемо новогодним. То ли близость Рождественских каникул сказывается, то ли умонастроение художников и публики, подуставших за год, - в любом случае манежное мероприятие всегда было в первую очередь тусовкой, елкой для взрослых - эдаким митингом гедонизма, где вино и речи лились рекой. Только в последнюю очередь "Арт-Манеж" был местом манифестации и продажи радикального искусства.

На нынешней ярмарке привычный кавардак имел все же более скромные формы - внутреннее пространство Манежа разделилось на своего рода четырехполосное шоссе, по которому мимо искусства размеренно движется широкая толпа. Ни одного некоммерческого проекта. Картины и картины. От драйвовой тусовки остались редкие творческие междусобойчики художников, то и дело поглядывающих на клеенчатый куб ресторанной зоны (архитектор Александр Бродский), куда временно переселилась странноприимная столовая проекта "О.Г.И.".

Дело тут не только и не столько в организации экспозиционного пространства, но скорее в режиссуре мероприятия, соответствующей ее внутренней идеологии. "Арт-Манеж" - выставка, с одной стороны, демократичная по отношению к художникам и экспонатам, а с другой - авторитарная по методу управления. Несколько лет кряду здесь шла закулисная борьба кураторских групп, пока в прошлом году всех их вместе наконец не выжил Владимир Овчаренко, в прошлом банкир и владелец скандальной и много шумевшей в начале девяностых галереи "Риджина", затем скончавшейся и два года назад наскоро реанимированной.

Второй "Арт-Манеж" от Овчаренко должен был, по идее, стать не менее интересным и концептуальным, чем первый. Куратор идет прошлогодним курсом, его главный лозунг "Современное искусство надо продавать". В рамках этой идеи задолго до выставки была запущена программа подготовки арт-дилеров (этих самых продавцов), которые, прослушав интенсивный курс обучения, прошли на декабрьской выставке стажировку. Мало того, торговать им пришлось не фуфлом залетным, а настоящим классным современным искусством - работами графика-монументалиста Валерия Кошлякова, а также академиста Гурьянова и записного классика Косолапова.

Более жестко подошел на сей раз Владимир Овчаренко и к выставочной деятельности самих галерей, отсеяв двадцать из ста заявок. И это при том, что "Арт-М

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (307) 17 декабря 2001
Россия и вто
Содержание:
Обзор почты
Тема недели
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама