Остров невезения

Культура
Москва, 17.12.2001
«Эксперт» №47 (307)
Российское телевидение вслед за всем остальным миром стало играть в невиртуальную реальность. Правда, пока в эту "реальность" верится с трудом

Подумаешь, по телевизору - экзотический остров. Подумаешь, в постели героини нашли скорпионов. Подумаешь, живые черви судорожно шевелят лапками, похрустывая на зубах у аборигенов. Почему же каждую субботу ровно в 20.00 улицы спальных районов столицы практически вымирают, а из окон многоэтажек доносятся синхронные вздохи и радостные визги. И все из-за какой-то телепрограммы телеканала ОРТ с пафосным названием "Последний герой". Привыкших к морю тарантиновской крови и хичкоковским кинострашилкам зрителей почему-то пугают с виду безобидные змеи и крокодилы. Почему же каждое событие программы телезрители принимают так близко к сердцу? Ответ прост - в участниках нового еженедельного шоу на первом канале телезрители видят самих себя, своих друзей и соседей.

Игры на выживание

Российское телевидение уже давно перестало радовать удачными оригинальными проектами. Самые высокие рейтинги сегодня у транслируемых в прайм-тайм западных кинофильмов и у лицензионных развлекательных шоу, как-то: "Алчность", "Слабое звено", "Как стать миллионером". Из "своих" популярных телепроектов у нас остались разве что нестареющий "КВН" да "Жди меня". Это и понятно: кто же из рекламодателей будет вкладывать деньги в эксперименты - куда проще закупить лицензию или просто своровать раскрученный и обкатанный западный формат, например, реальное телевидение.

По правде говоря, мода на Reality TV возникла не сегодня и не у нас. Запад этим болеет уже года три. Впрочем, интерес к "реальности" на телевидении и у "них" и у "нас" - общий, и причины у него во многом общие. Первая - это разочарование зрителей в заштампованном кинематографе, замкнувшемся на сходных сюжетах и персонажах. Другая причина - кризис игровых форматов. Все они на разные лады варьируют одну и ту же идею - отхватить крупную сумму денег, не выходя из студии. Для Запада сейчас более чем актуально ужесточение конкуренции традиционного телевидения с Интернетом, у которого нет "сетки вещания", и любую актуальную информацию (аудио-, фото-, видео- или текстовую) пользователь может получить в считанные секунды, не утруждая себя ожиданием выпуска новостей.

Но главная причина появления "реального телевидения" в том, что после массированных атак технологий манипулирования сознанием миф о телевидении как о правдивом друге был развенчан. Общество перестает доверять телевидению и принимать за "реальность" происходящее по ту сторону экрана.

Сегодня в мире насчитывается порядка 60 форматов Reality TV. Самые громкие проекты из них - две программы, запущенные в прошлом году американским телеканалом CBS: "Survivor" ("Выживший") и "Big Brother" ("Большой брат"). По замыслу создателей обоих шоу, зрители должны наблюдать, как обыкновенные люди, поставленные в необычные условия, в погоне за кругленькой суммой денег демонстрируют на глазах у миллионов телезрителей дарвиновский принцип выживания. В первом проекте в течение 13 недель группа "робинзонов" пожирала крыс на тропическом острове архипелага Борнео Пулау Тига (Малайзия). Во втором - д

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (307) 17 декабря 2001
Россия и вто
Содержание:
Обзор почты
Тема недели
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама