Подсолнечные страдания

Анастасия Матвеева
17 декабря 2001, 00:00

Напряженная ситуация на рынке подсолнечника ускорит концентрацию масложировой промышленности

В октябре-ноябре на рынке семян подсолнечника наблюдался беспрецедентный рост цен - на 30% ежемесячно. Хотя обычно именно в это время, в период сбора нового урожая, наоборот, происходит сезонное ценовое снижение. В 2001 году подсолнечник в России не уродился. Следствие этого - жесточайший дефицит и рост цен.

Виноваты в неурожае прежде всего неблагоприятные погодные условия. Как сообщают специалисты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в большинстве регионов, где возделывается эта культура, продолжительная засуха в июле-августе погубила практически полностью подсолнечник ранних сортов. В сентябре недостаточная влагообеспеченность растений, как говорится в докладе ИКАР, задержала налив семян среднеспелых и позднеспелых сортов, что замедлило темпы уборки. В результате урожайность подсолнечника составила в этом году 7,6 центнера с гектара против 8,5 центнера с га в прошлом (снижение почти на 11%).

Но не все следует валить на агрометеорологическую обстановку. Участники рынка напоминают, что весной, с тем чтобы защитить отечественную масложировую промышленность, ставки экспортной пошлины на семена подсолнечника были увеличены с 10 до 20%. В результате трейдеры, занимающиеся экспортом (в 2000 году он составил почти 20% производства), понизили уровень цен, предлагаемый сельхозпроизводителям. Последние ответили на решение правительства сокращением посевных площадей. Угодья, занятые подсолнечником, сократились на 18%. Совокупным итогом действия столь разнородных факторов - погодного и экономического - стало падение валового сбора подсолнечника с 3,9 млн тонн до 2,9 (оценка ИКАР), то есть на 25,6%.

В январе полегчает

Темпы роста цен на семена подсолнечника в последние осенние месяцы были бы не столь стремительными, если бы участники рынка вовремя оценили всю тяжесть ситуации. Еще в сентябре, в начале закупочной поры, крупные покупатели - трейдеры и маслозаводы - не спешили заявлять о повышении закупочных цен, ожидая массового сбора и поступления крупных партий подсолнечника. Хотя уже тогда среднерыночные цены превысили цены сентября предыдущего года на 21,5% (см. график 1). Но новый урожай обманул ожидания. Уборка растянулась по времени, товар поступал малыми порциями. Часть производителей начала придерживать подсолнечник в расчете на еще большее повышение цен. Началась гонка за оставшимся в свободной продаже зерном.

Масла в огонь подлили и высокие мировые цены и, следовательно, невозможность разрешить ценовую ситуацию на российском рынке за счет закупок семян подсолнечника за рубежом. В 2001 году мировое сокращение производства составило 6%. Спрос же на семена подсолнечника достаточно стабилен. В итоге участники рынка ожидают значительного сокращения мировых запасов подсолнечника. Из-за этих ожиданий в мире тоже не произошло традиционного осеннего снижения цен: в октябре цена семян подсолнечника выросла на 2,4% и составила 257 долларов за тонну.

В декабре рост цен на российском рынке замедлился. По расчетам аналитиков, он составит лишь 14% против 30% в октябре-ноябре. Пик скорости изменения цен, скорее всего, пройден. А потому есть надежда, что в январе придерживающие зерно производители начнут распродавать запасы. По прогнозу ИКАР, максимальный уровень цен на подсолнечник (в период наибольшего истощения запасов) на российском рынке в 2001/02 сельскохозяйственном году может составить 350-380 долларов за тонну.

Не подсолнечником единым

Между тем на росте цен на подсолнечник начинают сказываться сдерживающие факторы. Важнейший из них - возможность заместить подсолнечное масло как в конечном потреблении, так и в масложировой промышленности, где оно используется в качестве сырья, более дешевыми растительными жирами. Сегодня на мировом рынке цена предложения соевого масла складывается на уровне 400 долларов за тонну, рапсового - 450, пальмового - 240 долларов за тонну. При том что уровень цен на подсолнечное масло в нашей стране может достичь 850-900 долларов за тонну (см. график 2).

Надо заметить, что снижаться потребление подсолнечного масла в России будет достаточно медленно. Это обусловлено традиционными вкусами россиян: в структуре потребления растительных масел на подсолнечное приходится около 75%. Столько же потребляют, пожалуй, только в соседней Украине и далекой Аргентине. Ну, может, еще в недалекой Румынии. В мире же на первых местах расположились соевое и пальмовое масло, подсолнечное находится на третьем месте - на его долю приходится 10% рынка.

И все-таки потребление подсолнечного масла и у нас снижаться будет: последние годы и наш потребитель стал привыкать к смешанным маслам - то есть смесям соевого, рапсового и подсолнечного. Есть данные, что сейчас примерно 15% бутилированного масла в потреблении занимают именно эти "растительные" масла. Еще три-четыре года назад этот показатель равнялся от силы 5%. Думается, что тенденция к замещению подсолнечного масла другими видами только укрепится в этом сезоне. Именно это падение спроса на подсолнечное масло станет еще одним сдерживающим фактором для роста цен на семена.

Выживут не все

На фоне дефицита на подсолнечном рынке следует ожидать серьезных подвижек в масложировой промышленности, включающей маслодобывающие и маслоперерабатывающие предприятия. Развернувшиеся события, по всей видимости, ускорят начавшийся процесс концентрации рынка (см. "Эксперт", N4, 2001). Так, в Союзе маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий (СММП) считают, что круг благополучно переживших неурожай производителей масла будет неширок: из восьмидесяти отечественных предприятий из-за нехватки сырья в апреле не остановятся не более семи, в июле - не более четырех. В первую очередь это заводы компаний, сумевших модернизировать производство. Большинство же российских предприятий так и не успело заменить допотопное, оставшееся с советских времен оборудование. К использованию же в качестве сырья не только родного подсолнечного, но и завозного экзотического масла технологически приспособлено только современное оборудование.

На руку лидерам, считает Николай Нестеров, председатель СММП, и то, что они сумели создать собственные брэнды. Брэнд укрепляет их рыночные позиции по сравнению с "безымянными" производителями. Так что к началу следующего сезона те, кто без имени, останутся без оборотных средств от реализации продукции, нужных для начала нового производственного цикла. Лидеры отрасли или просто инвесторы вряд ли упустят свой шанс получить контроль над независимыми ныне заводами.

Возможно, еще более жесткий передел рынка предвидится среди масложировых комбинатов. Предприятиям, перерабатывающим подсолнечное масло в маргарин придется, пожалуй, тяжелее, чем заводам, разливающим его по бутылкам. Как полагает г-н Нестеров, на повышение цен на масложировую продукцию рынок среагирует более бурно, чем на такое же повышение цен на масло. Объясняется это эластичностью спроса. Понятно, что "масложировикам" предстоит пережить существенное снижение рентабельности производства. Для этого нужен, конечно же, финансовый жирок. Но его накопилось недостаточно: в предшествующие годы за рынок шла жесткая ценовая борьба, вплоть до демпинга.

Отечественных "маргариновых королей" ждет еще и жесткая борьба с зарубежными конкурентами: российская продукция стоит уже почти столько же, сколько импортная, - ценовой зазор составляет всего 5-7%. А решений правительства по маргарину, аналогичных повышению пошлин на бутилированное масло, в ближайшее время не предвидится. И конкурировать им предстоит с иностранцами, у которых гораздо больше рекламных возможностей. Выстоять в этой борьбе смогут немногие.

Толику оптимизма добавляет тот факт, что от случившегося неурожая выиграли сельскохозяйственные производители - на высоких ценах они хорошо заработали. Злые языки даже утверждают, что аграрии воспользовались ситуацией и "кинули" покупателей, еще весной авансировавших их "под урожай". Последним ничего не оставалось, как согласиться на более высокие, чем ранее оговоренные, цены закупки. У селян есть шанс получить свое и в будущем году: наблюдатели считают, что высоким ценам на подсолнечник ничто не мешает сохраниться и в следующем сезоне.

При подготовке статьи использованы аналитические материалы Института конъюнктуры аграрного рынка, данные Российского масложирового союза, компаний "Эфко" и ОГО