Разряд в инертной среде

Максим Рубченко
17 декабря 2001, 00:00

РАО "ЕЭС России" начинает реструктуризацию и готовится к новым политическим баталиям

В начале декабря правительство приняло решение ограничить рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в 2002 году потолком в 35%. Энерготарифы планируется повысить в два этапа: на 20% в феврале и еще на 15% или с 1 июля, или с 1 октября. Правительственные эксперты, видимо, забыли, что проценты не складываются, и если двухэтапное повышение состоится, то суммарный рост тарифов составит не 35%, а все 38%. Но все равно это меньше цифр, на которых настаивало РАО "ЕЭС России", считающее необходимым увеличить тарифы на электроэнергию на 44%.

Впрочем, энергетики не очень огорчаются, благо у них есть заботы поважнее: осенью правительство дало "зеленый свет" плану реструктуризации отрасли "по Чубайсу", и в ближайшее время начнется практическая работа по реформированию отрасли.

Как запустить мощности

Сегодня энергетики работают на пределе возможностей. Более того, они утверждают, что, если экономический рост продолжится, уже в ближайшие годы Россия может столкнуться с дефицитом энергии. И это очень похоже на правду. Но при этом установленные мощности используются всего на 45,4%, поскольку у энергетиков нет средств на ремонт оборудования, так что мощности останавливают и консервируют.

Правда, в этом есть и плюс: чтобы существенно увеличить объем мощностей в энергетике, сегодня не нужно строить станции с нуля - достаточно запустить их вновь, что гораздо дешевле. Именно это обстоятельство легло в основу инвестиционной программы РАО, один из первых этапов которой, так называемый план "Пять тысяч мегаватт", предусматривает введение в строй десяти объектов общей мощностью 5000 МВт в течение ближайших двух-четырех лет: парогазовый энергоблок Березовской ГРЭС-1, второй энергоблок Северо-Западной ТЭЦ, Ивановская ГРЭС и др. объем требуемых инвестиций по каждому объекту колеблется от 31 млн до 9600 млн долларов (Сахалинская ГРЭС), общая инвестиционная потребность программы превышает 11 млрд долларов.

Таких денег у энерегетиков сегодня нет, поскольку рентабельность большинства энергокомпаний не превышает 3-5% (см. таблицу). При этом одинаково неприбыльны и подконтрольные РАО АО-энерго, и их независимые коллеги, и энергоизбыточные компании, продающие излишки на ФОРЭМ, и сбалансированные, и дефицитные. Не отразилось пока на прибыльности энергетиков и начавшееся в этом году повышение тарифов. Поэтому сегодня главная задача и надежда РАО - привлечение в отрасль инвестиций.

Все для инвестора

Усилия, которые руководство РАО ЕЭС направит на привлечение инвесторов, достойны уважения. Для начала нужно минимизировать потери и навести порядок в собственной компании. Этим команда Чубайса занималась с момента прихода в РАО в 1998 году. Во всех дочерних компаниях практически с нуля были организованы эффективные энергосбытовые службы, начался отказ от неденежных форм оплаты электроэнергии и жесткий прессинг должников. Менее чем за два года руководству РАО удалось добиться постепенного увеличения доли денежных средств в расчетах с 17% в 1998 году до 100% к концу 2000 года, сокращения дебиторской задолженности в течение 1998-2000 годов почти на 25%.

Что касается наведения порядка в самой компании, то наиболее важным направлением этой работы стало обеспечение нормативной частоты тока в сетях. В 1998 году частота электротока в сетях снизилась до 49,3 Гц при технологическом минимуме 49,2 Гц (при падении частоты до этого значения от сетей автоматически отключаются атомные станции, что означает одномоментное снижение на 15% поступления электричества в энергосистему страны). "Диспетчеров, допустивших нарушение частоты, просто отстраняли от смены, - вспоминает заместитель председателя правления РАО ЕЭС Михаил Абызов. - Для профессионалов, многие годы проработавших в этой сфере, такое наказание было тяжелее любого штрафа - три отстранения закончились сердечными приступами у наказанных диспетчеров и вызовами 'скорой помощи'. Но это был единственный путь к поддержанию стандарта".

Программа реструктуризации, главной целью которой объявлено повышение инвестиционной привлекательности отрасли, в целом предусматривает разделение существующей энергосистемы на монопольную составляющую - электросети и системы диспетчеризации электроэнергии с образованием специализированных государственных компаний и потенциально конкурентные виды деятельности - генерацию электроэнергии, сбыт, сервисное обслуживание оборудования etc. с образованием большого количества частных, конкурирующих между собой компаний. Плюс к этому - создание оптового рынка электроэнергии со свободным доступом всех производителей и потребителей. И как апофеоз - переход к рыночным механизмам определения тарифов на тепло и электроэнергию.

Вся программа рассчитана на период до 2010 года, а в 2002 году будут осуществляться только первые практические шаги - формирование генерирующих компаний и определение стандартов функционирования оптового рынка электроэнергии. Главным итогом реформы электроэнергетики в следующем году должен стать "экспериментальный" запуск оптового рынка электроэнергии, на который все генерирующие компании будут поставлять от 5 до 15% вырабатываемого ими электричества. "В будущем году в энергетике возникнут сотни новых юридических лиц, произойдет крупное перераспределение активов между существующими юридическими лицами, - заявил Анатолий Чубайс на конференции 'РАО ЕЭС - открытая компания', организованной рейтинговым агентством 'Эксперт РА'. - Я надеюсь, что при этом будет привлечено гигантское количество инвестиций в энергетику еще до окончания всех преобразований. Это будет происходить в каждой из семидесяти двух энергосистем".

Однако эти надежды разделяют далеко не все. Президент инвестиционной компании "Тройка Диалог" Рубен Варданян считает, что, пока нет определенности с уровнем тарифов на газ и электроэнергию и пока между РАО ЕЭС и "Газпромом" не заключены долгосрочные соглашения на поставку газа в необходимых энергетикам объемах (только в 2002 году дефицит топливного баланса энергетиков по газу составит 6 млрд кубометров), надеяться на привлечение серьезных стратегических инвесторов в энергетику бесполезно.

Есть серьезные сомнения и в осуществимости самой задуманной Чубайсом реформы. "Ничего у ребят не получится, - говорит представитель одной инвестиционной компании, - окружающая среда им не позволит. Нельзя прыгнуть выше общего уровня". Оснований для такого скепсиса сегодня более чем достаточно. И хотя Анатолий Чубайс уверен, что соображения деловой этики в последнее время приобретают все большее значение для российских бизнесменов, реальная жизнь дает примеры прямо противоположного свойства.

Например, как рассказал в своем выступлении Михаил Абызов, против руководителей подразделений РАО ЕЭС, отключивших неплательщиков, сегодня возбуждено пятнадцать уголовных дел, одно из которых уже закончилось судебным приговором. Мало того, в начале декабря двоих сотрудников Курганского энергохозяйства, которые пытались отключить потребителя, самовольно подключившегося к электросети, просто убили.

Сам Анатолий Чубайс жалуется, что сегодня губернаторы привыкли считать АО-энерго своими подчиненными структурами: стоит отключить неплательщика, как у руководителя АО-энерго раздается звонок из администрации региона: "Включи, а то завтра получишь налоговую проверку вместе с пожарной инспекцией". И по мере реализации реформы сопротивление губернаторов будет нарастать.

Дело не в тарифах

Энергетики утверждают, что для спасения отрасли от краха и обеспечения ее инвестиционной привлекательности в ближайшие три года необходимо повысить тарифы на электроэнергию как минимум в три раза. "Ничего страшного в повышении тарифов, конечно, нет, - заявил глава компании 'Объединенные машиностроительные заводы' Каха Бендукидзе. - Существенным это повышение окажется только для энергоемких предприятий со старым неэффективным оборудованием. Однако я категорически против того, чтобы считать повышение тарифов главным смыслом реструктуризации энергетики. Гораздо важнее то, что в результате реформы государство будет устранено из отношений поставщика и потребителя электроэнергии. И реформа энергетики необходима в первую очередь для этого".

Действительно, пока затратный механизм ценообразования в отрасли не будет сломлен, никакое повышение тарифов ни на йоту не повысит инвестиционную привлекательность энергетики.