Блокада прорвана

Спецвыпуск
Москва, 24.12.2001
«Эксперт» №48 (308)
Мировой рынок капитала для российских корпоративных заемщиков снова открыт. Пора осваивать технологии привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа

Динамично развивающиеся крупные российские компании неизбежно задаются вопросом, за счет каких ресурсов продолжать развитие. Самый консервативный вариант - инвестиции из собственной прибыли, к нему часто прибегают нефтяные, энергетические и транспортные компании, имеющие в обороте значительные средства. Те же компании, которым не хватает собственной инвестиционной составляющей, заложенной в прибыли, ищут деньги на внутреннем и внешних рынках.

Выбор зачастую делается в пользу кредитования за рубежом, поскольку, несмотря на сложность документарного оформления кредита западного банка или внешнего займа, в России практически отсутствуют финансовые институты, способные кредитовать на сотни миллионов долларов и на сроки более 1-2 лет. К тому же, кредитуясь на внешних рынках компания создает себе кредитную историю, облегчающую получение в долг новых средств. Весь вопрос только в том какую форму заимствования выбрать: продажу акций, кредит или эмиссию еврооблигаций.

Продажа под расписку

Классическим способом наращивания капитала является продажа акций. Поскольку за рубежом акции российских преприятий не торгуются, инвесторы могут приобрести только права на эти акции в форме Американских депозитарных расписок (АДР - то есть право на ценные бумаги, лежащие в депозитарии). Этот инструмент позволяет российской компании выйти на рынок акций той страны, где ее ценные бумаги просто так обращаться не могут. То, что расписки именуют американскими, вовсе не означает, что размещать их или торговать ими можно исключительно в Соединенных Штатах. Например, АДР ОАО "Газпром" торгуются на Франкфурской бирже, а не в Нью-Йорке.

Размещение АДР не является кредитованием, вы продаете свои акции новым акционерам. Выгода здесь, помимо выручаемых за акции средств, в получении новых совладельцев из числа иностранных инвесторов, которые могут облегчить доступ к иностранным деньгам. Чтобы продать собственные АДР, российская компания должна найти зарубежный банк-партнер, способныйо найти покупателей и помочь документально оформить продажу расписок. Самое сложное здесь - это раскрытие информации о владельцах компании, ее финансовом состоянии за последние несколько лет, структуре активов, долговых обязательствах. Причем эти данные должны отражаться по международным стандартам, которые в некоторых аспектах строже российских. В частности, под любые долговые обязательства и риски компании должны формировать отдельные резервы (нередко такие резервы формируются компаниями США добровольно, например, на случаи крупных судебных тяжб).

Главный риск при размещении носит нерыночный характер. Так, в ходе расследования дела о российских счетах в американском Bank of New York (BONY) выяснилось, что американские держатели АДР, купившие их у BONY, владели бумагами на птичьих правах. Фактически им принадлежат не АДР, а право распоряжаться расписками, принадлежащими банку. В случае, если кто-то заявит в суде свои права на расписки и суд поддержит истца, инвесторы не смогут ими распоряжаться.

Наконец,

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (308) 24 декабря 2001
    Старт наличного евро
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Реклама