Новая мода

Петр Кирьян
24 декабря 2001, 00:00

Рынок еврооблигаций Европы постепенно переходит с доллара на евро

Появление безналичного евро в 1999 году укрепило европейский рынок евробондов. Если раньше эмитенты еврооблигаций долго решали, в какой валюте ЕС осуществлять заимствования (и нередко, затрудняясь сделать выбор, отдавали предпочтение доллару США), то два года назад они выбирали уже между долларом и евро, хотя альтернативой этим двум валютам по-прежнему остаются британский фунт и японская иена. Доля займов в других валютах на рынке евробондов не превышает нескольких процентов.

Такое доверие к евро во многом предопределено политикой стран Центральной и Восточной Европы. Будучи кандидатами на вступление в ЕС, эти государства уже сегодня интегрируются в экономику Евросоюза и потому в качестве валюты займов предпочитают американскому доллару валюту единой Европы. В этом году та же тенденция проявилась и на рынке российских еврооблигаций.

Евро наступает

объем ежегодных эмиссий еврооблигаций (международные облигационные займы, размещенные на европейских рынках) за последние одиннадцать лет вырос в пять раз. Если в 1990 году эмиссия еврозаймов составляла чуть более 160 млрд евро (здесь и далее данные приводятся в пересчете на евро), то уже в этом году объем займов превысил триллион. За тот же период времени удвоился и средний размер разовой эмиссии еврооблигаций. В 2001 году этот показатель составлял около 210 млн евро против 110 в 1990 году. "Выпуск евробондов считается ликвидным, если его объем превышает сто миллионов евро. Это позволяет привлечь широкий круг инвесторов. Займы меньшего объема все чаще именуют private placement, то есть частным размещением, когда эмитируемые бумаги размещаются среди узкого круга инвесторов ", - утверждает сотрудник Deutsche Bank.

Во всем мире общий объем выпуска облигаций включая суверенные в 2001 году (данные на конец ноября) составил более 1,9 трлн евро. Доля бондов на рынке займов, номинированных в евро и евровалютах, в этом году сопоставима с долей займов в долларах.

Анализ эмиссий облигаций показывает, что в 1999 году облигаций в евровалютах в пересчете на доллары было выпущено на 914 млрд, в то время как "долларовых" облигаций было эмитировано лишь на 650 млрд. Однако в этом году объем эмиссии облигаций в евровалютах отстает от долларовых на 23 млрд - 741 млрд долларов против 764 млрд. (данные на середину ноября т.г.).

Небольшое отставание евро от доллара объясняется низкой активностью на рынке еврооблигаций российских и турецких эмитентов, занимавших в том числе и в евровалютах. Турция переживает экономический кризис, а российские компании только начинают выходить с новыми еврозаймами. Пассивность этих заемщиков привела к тому, что в этом году совокупный объем выпуска евробондов развивающимися странами Центральной и Восточной Европы ожидается на уровне около 11 млрд евро против 15,5 млрд в 2000 году. Такой же провал наблюдался в 1999 году, когда после кризиса 1998 года Россия и страны Восточной Европы либо отказывались от выпуска евробондов, либо уменьшали размеры эмиссии.

О важности рынка облигаций Восточной Европы для евровалюты говорит тот факт, что начиная с 1999 года более половины займов проводится именно в евро. Причем в этом году на его долю пришлось 87% займов, доллар выбрали только 6% эмитентов.

Восточный экспресс

Как уже отмечалось, ориентация на займы в евро в значительной мере связана с тем, что многие страны Восточной Европы вступают или являются кандидатами на вступление в ЕС. В отличие от России, частные эмитенты которой довольствуются относительно небольшими сроками займов - от двух до пяти лет, на рынке еврооблигаций других стран Восточной Европы с пяти лет все только начинается, поэтому, надолго занимая деньги, восточноевропейские компании минимизируют риски, выбирая евро.

Сегодня заемщики из Восточной Европы часто ориентируются на сроки до десяти лет и более. Объясняется это тем, что, например, польской или венгерской компании получить кредит на десять лет сложнее, чем выпустить десятилетние облигации. Кроме того, выпуск евробондов для этих компаний, равно как и для компаний Западной Европы, одновременно является хорошим маркетинговым ходом - о них узнают разные инвесторы и кредиторы, что в дальнейшем помогает брать новые займы и кредиты. "Эмитентам становится легче получать финансирование за счет на фоне удачного размещения еврооблигаций", - комментирует сотрудник Deutsche Bank.

О хорошем развитии рынка евробондов свидетельствует и то, что свои облигации размещают железные дороги и даже сельскохозяйственные компании Восточной Европы. Заимствования становятся возможными потому, что эти компании ориентированы на рынок ЕС. Поэтому, например, в Прибалтике еврооблигации позволяют привлечь очень дешевые деньги. Как правило, ставка по этим бумагам определяется исходя из доходности германских или французских государственных бумаг с некоторой премией за дополнительный риск. В итоге ставка по купону может составлять всего 5-6%. Российским эмитентам, для которых 9-10% - подарок судьбы, столь дешевые деньги пока недоступны.

Такую разницу в ставках большинство инвестиционных банков объясняет различными долговыми рейтингами стран, в которых зарегистрированы компании. Неудивительно, что в Западной Европе большинство компаний-эмитентов имеют более высокий рейтинг по сравнению с Восточной Европой. Но даже в рамках одной рейтинговой категории можно найти разные оценки для компаний с Запада и Востока Европы. "Дело в том, что помимо формального рейтинга можно говорить и о репутации каждой компании в отдельности. Высокая степень доверия, во-первых, помогает размещать бумаги не только среди институциональных инвесторов, но и среди частных, то есть объем еврозайма сразу же расширяется. Во-вторых, при более низком рейтинге эти бумаги могут торговаться дороже, чем более надежные", - полагает сотрудник Deutsche Bank. Верность этой оценки подтверждает пример телекоммуникационной компании France Telecom и бельгийской компании Solvey S.A. Первая имея рейтинге BBB+/Baa1 разместила еврозайм до 2005 года со ставкой купона 5 процентов. Бельгийской же компании, при более высоком рейтинге ее долговых обязательств - A/A2, удалось разместить еврооблигации сроком погашения в 2006 году только под 5,25 процента.

Рулевые рынка

Наконец, стоимость, объемы и величина сроков еврозайма зависят от банка лид-менеджера. Например, в этом году по числу и объему эмиссий корпоративных облигаций в евро лидировали немецкий Deutsche Bank и американский J. P. Morgan Chase. Эти банки относятся к категории универсальных. Они могут выводить на рынок еврооблигаций те компании, которые раньше только кредитовали. Универсальный характер банка позволяет ему найти лучшего покупателя на его бумаги: консервативного - для надежных и малодоходных, рискового - для высокодоходных.

Минувший год в работе этих банков и поведении инвесторов отмечен переменами в подходах к оценкам рисков разных эмитентов. "Когда раньше что-то случалось в Аргентине, то это неизменно отражалось на всех развивающихся рынках. Начиная с лета этого года все рынки показали новую тенденцию - инвесторы и участники рынка начали делить риски по отдельным странам не в смысле кредитного рейтинга, а в отношении их экономического развития", - утверждает сотрудник Deutsche Bank. Сразу после 11 сентября цены на российские бумаги, как и обязательства других развивающихся стран, пошли вниз. Однако, если Латинская Америка до сих пор ценится инвесторами низко, коррекция стоимости российских бумаг уже состоялась.

Инвесторы не только используют страновой подход к оценкам рисков конкретных эмитентов, но и часто отдают предпочтение той или иной отрасли. Так, в Восточной Европе основные эмитенты еврооблигаций представляют отрасли связи, электроэнергетики и финансовый сектор. Отчасти это объясняется тем, что именно они нуждаются в длинных и дешевых деньгах. Свою роль играет и логика инвестиционных фондов. Каждый такой фонд ежегодно решает, какую долю средств инвестировать в бумаги разных стран. Определив, например, что на Россию будет потрачено около 10% средств, фонд затем решает: вкладываться в гособлигации или в коммерческие бумаги, если в коммерческие, то какой отрасли и какой именно компании. Здесь свою роль играет и профиль работы компании, и ее репутация.

В отношении новых эмитентов, в частности российских компаний, оценка привлекательности бумаг во многом зависит от лид-менеджера займа. Инвестиционные фонды при оценке рынка опираются на собственные исследования и экспертную оценку зарубежных финансовых институтов, работающих в стране регистрации компании.