То, чего нет, и его проблемы

Политика
Москва, 24.12.2001
«Эксперт» №48 (308)
Как заставить русского человека брать на себя ответственность за собственное благополучие

На отшумевшем недавно Гражданском форуме участники так и не пришли к единому мнению по поводу того, есть в России гражданское общество или пока нет. Консенсус возникал лишь в том, что основой и школой этого самого гражданского общества является участие населения в муниципальном управлении, - и немедленно исчезал, как только речь заходила об условиях такого участия. Одни говорили, что, дескать, все возможности для самоорганизации созданы - законы и свободы есть, только мы сами, российские люди, в силу особенностей национального характера и исторического развития не способны наладить контакты друг с другом, с властью, сделать что-либо сообща. И в управлении государством участвовать не способны. Другие не хотят расписываться в собственной неполноценности и утверждают: да просто власть у нас - от центра до периферии - так устроена, что места гражданам там нет, бесполезно даже и пытаться.

Кажется, правы все.

Деньги и полномочия

"Раньше я был главой отдела проблем местного самоуправления, то есть проблем того, чего нет. А теперь у меня просто отдел местного самоуправления - отдел того, чего нет..." Так корреспонденту "Эксперта" представился начальник департамента местного самоуправления Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Александр Широков. Вскоре после нашей беседы выяснилось, что уже и министерства такого нет - упразднено указом президента. Впрочем, как оказалось, пока уволен только министр, а ведомство продолжает трудиться - до новых распоряжений. Вроде бы собираются влить его в Минэкономразвития, но и там не очень хотят взваливать на себя проблемы того, чего нет...

Между тем, если судить по бумагам, то все как раз наоборот: в России 150 федеральных законов и 1150 других нормативно-правовых актов регулируют деятельность местного самоуправления; столь богатой правовой базы не имеет ни одна страна в мире. Правда, эти акты и законы противоречат друг другу как раз в такой степени, чтобы не работал ни один, а все решали люди, то есть чиновники.

Вот как в рассказе первого замминистра по делам федерации Валерия Кирпичникова выглядят, например, межбюджетные отношения. Муниципал составляет план будущих доходов-расходов и едет в область их утверждать. Там между муниципалом и регионалом разворачивается типовая сцена:

- Вот этого налога я сто тысяч соберу, - сообщает муниципал, ковыряя кончиком ботинка пол.

- Сто пятьдесят, - повышает ставки регионал.

- Да не могу я.

- Так надо.

Занавес. В результате муниципал недобирает по тому плану, который ему фактически навязан. Или завышает собственные расходы. Потом приблизительно та же советская пьеса разыгрывается между регионом и федерацией. Расходы муниципальных образований постоянно увеличиваются, а доходы сокращаются, разница между ними, по расчетам департамента Широкова, составляет в среднем 10% в год. А значит, за десять лет эти проценты в среднем по стране набежали на целый годовой дефицит муниципального бюджета. Хотя вообще-то собираемость выше всего именно в местных бюджетах -

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (308) 24 декабря 2001
    Старт наличного евро
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Реклама