Зрелый бизнес

Спецвыпуск
Москва, 24.12.2001
«Эксперт» №48 (308)
Региональные границы стали тесны для петербургского бизнеса - он претендует на статус федерального

Итоги 2001 года позволяют говорить о том, что питерский бизнес реально окреп и готов бороться за новые рынки и, по сути дела, уже начал эту борьбу. Отдельные попытки конкурировать вне родных стен предпринимались питерцами и раньше. Но, скорее, это была отчаянная разведка боем, лишь для единиц завершившаяся выходом на федеральный уровень. Среди таких пионеров можно назвать ОАО "Пивоваренный завод 'Балтика'". Сегодня список питерских компаний с федеральным статусом пополнился такими компаниями, как Северо-Западное пароходство, МНПО "Полиметалл", Промышленно-строительный банк (ПСБ), "Телекоминвест", ООО "Дарья" и многие другие.

Технология лидерства

Анализ сложившейся в уходящем году тенденции формирования на Северо-Западе новой когорты федеральных лидеров позволяет выделить четыре бизнес-стратегии, которые позволили им перейти от "проворачивания" сырых бизнес-проектов к зрелому регулярному бизнесу. Эти стратегии сегодня уже можно смело назвать мотором питерского бизнеса, поскольку никаких иных стартовых преимуществ у питерцев не было. Нет в регионе богатых природных ресурсов, на торговле которыми разбогатели российские сырьевые компании. Не могли питерцы оседлать и финансовые потоки, связанные с федеральным бюджетом, потому что удалены и от столицы, и от тех самых потоков. Питерскому бизнесу пришлось полагаться на собственные силы, да на дары четырех "фей", имена которым: технологические и менеджерские инновации, выстраивание производственных цепочек, ориентация на потребителя и поиск новых ниш.

Питерский бизнес, как и весь российский, начинал с того, что скупал дешево то, что стоит дорого. "Тогда это была главная бизнес-идея, - вспоминает генеральный директор МНПО 'Полиметалл' Александр Несис. - А у кого можно было дешево купить? У самого неэффективного собственника - у государства. В 1998 году начался очередной этап становления отечественного бизнеса. Дешево стали покупать у новых неэффективных собственников, то есть у компаний первой приватизационной волны, у тех, кто воспользовался моментом и перехватил предприятия у государства, но на большее оказался не способен. Под такие покупки, собственно, и выстраивались организационные структуры бизнеса. Сегодня можно уверенно сказать, что время этих компаний тоже прошло. Сегодня востребованными оказались компании, которые могут реализовать другую бизнес-идею: купить дешево то, что действительно стоит дешево, и сделать так, чтобы это стало стоить дорого. Речь не идет о вульгарном накручивании цены. Я говорю о 'взрослой' экономике - о добавочной стоимости. Компании, которые не поняли этого и не перестроились, скоро окажутся вчерашними. Если ты владеешь собственностью, но не знаешь, как удвоить ее стоимость, то надо продавать бизнес".

Многие питерские компании уловили перемены, хотя тогда вряд ли могли вразумительно сформулировать идею и обосновать ее. Когда после 1998 года они занялись идентификацией своего продукта, налаживанием каналов сбыта, модернизацией управления, созданием внутрифирменной системы м

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (308) 24 декабря 2001
    Старт наличного евро
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Реклама