Купи холодильник - "Мерседес" бесплатно

Новогодние распродажи становятся в России доброй традицией

В Москве проходят новогодние и рождественские распродажи. Как и в европейских странах, наибольшие скидки покупателям, до 30-40%, предлагают продавцы самых ходовых потребительских товаров - одежды, обуви, бытовой техники, парфюмерии, товаров для дома. По данным опроса торговых компаний, предновогодние скидки позволили увеличить декабрьский спрос в магазинах по сравнению с предыдущими месяцами на 30-50%. Но есть и рекордсмены новогодней торговли. Например, в магазине "Арбат Престиж", торгующем парфюмерией, в этом году ожидается трехкратный рост продаж в декабре. И это при том, что предлагаемые покупателям скидки не велики. Правда, есть рынки, которые праздничный бум почти не затронул.

Распродажа уценке рознь

Впервые в мире распродажи ввели в практику ритейлеры - продавцы сезонных товаров. Для них это была необходимая мера: по завершении сезона надо было реализовать непроданное и ждать следующего. Впоследствии этот способ стимуляции сбыта товаров приобрел популярность у всех без исключения торговых операторов, ибо подтвердил свою эффективность: в течение года различные скидки позволяли, как минимум, утроить товарооборот.

Еще год-два назад бытовало мнение, что отечественные ритейлеры проводить распродажи не умеют. Дескать, и скидки не настоящие (на завышенных ценах), и права потребителей нарушаются (продается некачественный товар). Поэтому более состоятельная часть населения предпочитала совершать необходимые покупки на сейлах в Европе, где распродажи давно стали неотъемлемой частью жизни. Но времена меняются, и отечественная распродажа все более начинает походить на заграничную.

Как известно, распродажа - это реализация товара по сниженной стоимости. Снижать стоимость можно по-разному. Еще год назад в России это было принято делать в основном за счет установления специальной цены, то есть скидки, а не за счет, скажем, подарка покупателю, что довольно распространено в западных странах. (Наши торговцы объясняли эту особенность подозрительным вниманием налоговых служб к такому способу снижения цены.) Сегодня ситуация иная. В этом году многие операторы, к примеру, на рынке обуви и одежды, (в первую очередь это касается иностранных дилеров) переходят на "западный стиль". "Наше специальное ценовое предложение в этом году - это подарок каждому, кто приобретет обувь в наших магазинах, - говорит Станислав Митешин, менеджер по продажам компании Ecco в России. - Естественно, все подарки так или иначе связаны с обувью: средство по уходу или пара носков из тонкой шерсти".

Как показывают опросы покупателей, проводимые ритейлерами, наши соотечественники все больше отвыкают от мысли, что на распродажах торговые компании стараются продать малоликвидный некачественный товар. С другой стороны, все меньше торговцев стремятся этому принципу следовать. Как заявили в одной компании, "если у товара есть незначительные дефекты, например, в дизайне или брак в упаковке, он подлежит обязательной уценке, что должно быть указано на ярлыке, но с распродажей это ничего общего не имеет". "Есть понятие 'уцененные товары', но это полноценные товары, только с незначительными внешними повреждениями, например, царапина на корпусе, - говорят в компании "Мир", торгующей бытовой техникой. "Бывает, торговля пользуется случаем, чтобы продвинуть задержавшийся на полке товар, но все в пределах разумного, - считает аналитик компании 'Арбат Престиж' Сергей Нестерчук. - Ведь в период праздников возрастают продажи именно наиболее востребованных позиций".

Финишная прямая

Наибольший ажиотаж наблюдается вокруг бытовой техники и мобильных телефонов.

По данным торговцев домашней электроникой и бытовой техникой, обычно в декабре продажи вырастают в 2-2,5 раза по сравнению с ноябрем. Сбой произошел один-единственный раз - в приснопамятном 1998 году. Как вспоминают в компании "Мир", в первые дни после кризиса, когда рубль стремительно проваливался, в магазинах покупали все без разбора, но зато потом наступил длительный застой, и в предновогодние дни торговля была довольно вялой. Хотя, отмечают в других компаниях, привычка делать подарки и тогда взяла свое, и к Новому году продажи чуть-чуть поднялись. В последующие годы с ростом рынка росли и объемы предновогодних продаж. Нынешний год ожидается не хуже предыдущего, а может быть, и лучше.

Поздно вечером 31 декабря в один из магазинов компании СВ ввалилась пара "новых русских". Ткнули пальцем в самый большой телевизор и попросили доставить его... в баню. Телевизор был установлен в бане за десять минут до боя курантов

По многолетним наблюдениям "Мира", рост продаж происходит так: в конце ноября количество покупателей начинает постепенно увеличиваться, в первой половине декабря удваивается, а концу месяца вырастает в 5-6 раз. Пик продаж приходится на последние две недели уходящего года. "Декабрь год кормит, - говорят в компании 'СВ'. - Под праздник покупают все, даже крупную бытовую технику 'для семьи'". Но самые популярные покупки - это все-таки мелочи, прежде всего электрические чайники, за ними следуют фены и миксеры.

Понятно, что уже с конца ноября за потребителя начинается борьба: ему предлагаются скидки, лотереи и даже "Мерседесы" для тех, кто не выиграет в лотерею (очевидно, лотерея беспроигрышная). "У кого из сетей лучше получится затянуть посетителя в свой магазин, тот и лидирует по итогам года", - поясняют в "СВ". Заодно торговцы пользуются случаем для того, чтобы расстаться с морально устаревающим товаром, ведь перед праздником покупатель не капризничает, сметает все, что есть на полках. "Задержавшийся на полках товар - это не бракованный товар, - утверждают в 'СВ'. - Это нормальная техника. Поэтому вполне этично продвигать ее любыми привлекательными для потребителя путями".

Мобильник под елку в Урюпинске

Предновогодние распродажи в телекоммуникационном секторе прежде всего заметны у компаний, работающих на массовом рынке: предоставляющих услуги мобильной связи, коммутируемого доступа в Интернет, IP-телефонии (дешевая дальняя связь по каналам Интернета). Снижение тарифов, бонусы, подарки - все это не может не радовать простого пользователя. Правда, иногда приятный сюрприз превращается в медвежью услугу. Так, в прошлом году компания "Мобильные телесистемы" (МТС) резко снизила в новогоднюю ночь стоимость минуты звонка в Москве. С коммерческой точки зрения это было странно - люди в новогоднюю ночь и так много звонят по сотовому, то есть тариф, наоборот, можно было повысить. В результате "халявные" минуты подорвали и без того не очень надежную сеть компании: из-за обилия желающих позвонить воспользоваться сотовым телефоном было просто невозможно.

В этом году сотовые операторы готовят свои сети к максимальным нагрузкам в новогоднюю ночь. В то же время "Ростелеком" в дни новогодних и рождественских праздников вводит скидки на дальнюю связь. И это вполне оправданно. Ведь основные потребители междугородного и международного трафика - корпоративные клиенты, а в эти дни все офисы закрыты, и трафик мог бы упасть.

В пятнадцать минут первого в один из магазинов продуктовой розничной сети БИН совершенно спокойно зашел хорошо одетый мужчина, выбрал самую дорогую швабру и моющее средство и так же спокойно удалился

Декабрь для сотовых компаний самый продажный месяц. Мысль о том, что мобильник - хороший новогодний подарок, столичным жителям внушают не первый год, на сей раз очередь дошла и до регионов. "В прошлом году мы впервые выпустили 'Би Плюс' в подарочной упаковке. В этом году мы дарим подключающемуся вторую SIM-карту тоже в новогодней упаковке. Это подкреплено мощной телевизионной рекламой", - сообщили "Эксперту" в компании "Вымпелком". Компании МТС в Петербурге и "Северо-Западный GSM" в Москве поставили себе целью успеть открыть сеть до Нового года и поймать бум продаж. Питерцы под торговой маркой "Мегафон" заработали в конце ноября, а у МТС активные подключения начались 11 декабря. И МТС, и "Северо-Западный GSM" работали в авральном режиме, по качеству покрытия их новые сети намного проигрывают конкурентам, но ни одна из компаний не может позволить себе пропустить предрождественские недели.

Не забыты и корпоративные клиенты. Скидки на подключения новичков объявили "Вымпелком", "МТУ-Информ" и "Совинтел". Но их предложение - это скорее дань моде: никакого оживления на корпоративном рынке телекоммуникаций перед Новым годом не наблюдается.

Оживились не только компании-операторы, но и дилеры пластиковых карточек, по которым можно оплатить мобильную связь или доступ в Интернет. "Новогодняя распродажа! Только до конца года скидки на PIN-коды 'Ситилайн' - до 30%, МСС (доступ в Интернет и 'секунда') - до 10%, 'Комстар' - до 28% от среднерозничных цен! Дешевле нет нигде. Отличный шанс сэкономить!" - объявление интернет-магазина momentalno.ru типично для этой недели. Впрочем, существует и еще одна цель предновогодних распродаж. "Сбываем стоки", - поделился с "Экспертом" менеджер одной из компаний по продаже пластиковых карт. На предоплаченных карточках тоже есть срок активации. Карточки с уже истекающим сроком, а он часто заканчивается в конце года, - рисковый продукт. Их и пытаются сбыть на новогодней волне.

Одежные брэнды ждут своего сейла

На рынках одежды и обуви в этом году ритейлеры не отмечают резкого увеличения продаж по сравнению, скажем, с прошлым годом. Тогда при скидке 15% товарооборот компаний увеличился на 30-40%. По мнению Галины Новиковой, начальника отдела маркетинга ЦУМа, многие наши торговые операторы научились анализировать свои продажи и заказывают в нужном объеме только то, что они реально могут продать. В результате к концу года у многих отечественных продавцов одежды и обуви просто не осталось "залежавшихся" товаров.

Кроме того, все большее число московских ритейлеров приурочивает распродажи не к последним неделям декабря, а к середине января, как это принято в Европе. И в этом есть свой резон. В торговле предпраздничный декабрь и так традиционно период наиболее активных продаж, на рынке одежды и обуви они дают в среднем прирост прибыли на 30-40%. Таким образом, ритейлеры планируют стимуляции сбыта через распродажу на постпраздничный январь, когда покупательская активность падает до критической черты. На этот раз распродажа (скидки - традиционные 50%) наиболее известных брэндов, таких как Escada, Worldford, Naf Naf, Dior, Yohji Yamamoto, в Москве начнутся только с 4-19 января.

Несмотря на то что предновогодняя распродажа одежды и обуви в 2001 году в целом выглядит скромнее, чем год назад, некоторые компании, реализующие известные брэнды, все-таки приятно удивили своих клиентов: так, например, обувь Carlo Pazolini упала в цене со 100 долларов до 680 рублей.

А за нею вилки, рюмки...

Товары для дома - куханная утварь, текстиль, посуда, керамика и т. д. - традиционно наиболее востребованы во время праздничных распродаж прежде всего потому, что покупатели их приобретают не только для себя, но и в подарок. По словам специалистов торгового дома "Домино", в декабре, когда скидки составляли до 20%, товарооборот магазинов этой сети вырос на 50% по сравнению с предыдущими месяцами, причем покупатели отдавали предпочтение более дорогому ассортименту товаров. Кроме того, распродажи в нынешнем декабре проходят намного активнее, чем в прошлом - специалисты компании связывают это с увеличением ассортимента товаров, представленных в магазинах сети.

Как-то перед Новым годом в одной из продуктовых сетей просчитали потребность в шампанском, зеленом горошке, конфетах. Но забыли про туалетную бумагу. А оказалось, что ее продажи перед праздником растут примерно так же, как продажи праздничного ассортимента. В общем, бумаги на всех не хватило

Меньше всего декабрьский потребительский бум коснулся мебельного рынка. Хотя многие магазины объявляют о достаточно больших скидках, касаются они в основном сопутствующих товаров или дополнительных бонусов для приобретающего мебель на большую сумму, поэтому это особо мебельную торговлю не оживляет. Дело в том, что большинство дорогих мебельных магазинов работает "на заказ" и на конец года у них нет больших складских запасов, которые надо распродавать. Что же касается дешевой мебели, то она и так раскупается. К тому же большинство продавцов дешевой мебели - это, как правило, отечественные производители - продают товар с минимальной надбавкой, и у них просто нет ценовых возможностей для больших скидок: максимум они могут себе позволить 1,5%.

Весна начинается в декабре

Цель специальных новогодних предложений на автомобильном рынке - побудить покупателя приобрести машину именно сейчас, не откладывать эту покупку до весны. Такие предложения, конечно же, не могут подвигнуть человека купить автомобиль, зато могут убедить тех, кто уже решился на покупку, что целесообразнее перенести час Х с пикового весеннего сезона на конец года. Ведь весной за свои деньги клиент получит только машину, а сейчас еще и массу приятных мелочей в придачу.

Предоставлять покупателям автомобилей новогодние скидки, дарить комплект зимней резины, бесплатно устанавливать противоугонные системы и аудиоаппаратуру - обычная уже практика. Некоторые дилеры пытаются этот список как-то расширить. Так, официальный представитель Volkswagen компания "Диверс-Моторс" в период до 31 декабря предлагает трехлетнюю гарантию на все продаваемые модели (обычная заводская гарантия - всего год). Интересный ход придумал продавец из Ростова-на-Дону L-Auto: он дарит каждому клиенту поездку в Египет.

Дилеры Audi идут по другому пути. Каждый, кто купит автомобиль в декабре, может пройти бесплатное обучение в школе водительского мастерства Quattro. К тому же в Москву завезена крупная партия "живых" машин в привлекательной комплектации, их можно сразу приобрести в салоне. Обычно такая продукция поставляется на заказ и ждать ее приходится долго.

И все-таки нынешняя ситуация коренным образом отличается от прошлогодней. Тогда весь рынок находился в ожидании повышения налогов и усиления контроля за крупными покупками граждан. Естественно, спрос на автомобильную продукцию был высок и без всяких спецпредложений. В частности, в декабре 2000 года на складах не осталось ни одного автомобиля Passat, и на эту модель даже возникла очередь. Сегодня же никаких потрясений не ожидается, а потому дилеры вынуждены активнее продвигать свой товар. К концу этого года у многих производителей замедлился рост продаж. Для них новогодние предложения - это удобный способ поправить дела. Хотя, безусловно, речь не идет о глобальном увеличении реализации. В лучшем случае, по оценкам фирм-дилеров, спрос по сравнению с ноябрем возрастет процентов на пять-семь.