Лучшие российские предприятия

Русский бизнес
Москва, 24.12.2001
«Эксперт» №48 (308)
Подведены итоги пятого конкурса, проводимого РСПП, ТПП и Экспертным институтом

Организаторы конкурса поставили перед собой масштабную задачу - выявить элиту российского бизнеса. Были проанализированы результаты деятельности нескольких тысяч компаний, более ста из них стали победителями и лауреатами, награждены специальными премиями.

Уже пятый год ведется отбор предприятий по таким объективным показателям, как рентабельность, оборачиваемость, динамика выручки и т. д. Однако далеко не все в бизнесе поддается формальному анализу. Что толку в прибыльном бизнесе, если его репутация рушится на глазах? Или наоборот, компания может не поражать воображение своими результатами, но сформировала команду менеджеров, которые выведут ее в лидеры уже в ближайшие месяцы. Чтобы учесть эти нюансы, в конкурсе введены так называемые специальные номинации.

Одна из них появилась в этом году по инициативе журнала "Эксперт" и рейтингового агентства "Эксперт РА" - номинация "Информационно открытая компания". Сейчас информационная политика компании выходит на первый план. Давно прошли те времена, когда инвесторы были готовы вкладывать вслепую, ориентируясь лишь на отраслевую принадлежность. Теперь никого не удивишь и опубликованным балансом. Это пройденный этап. Согласно последним международным исследованиям, результаты финансовой деятельности составляет лишь около 20% той информации, которая интересует инвестора. Остальное - производство, маркетинговая политика и перспективы рыночных позиций, используемые технологии, управленческие решения и т. д. В этой ситуации работа с информацией становится ничуть не менее важным направлением, чем производство и сбыт.

При отборе кандидатов в победители по этой номинации мы исходили из двух посылок. С одной стороны - готовность предприятий предоставлять информацию. Здесь пригодился опыт рейтингового агентства, которое по нескольку раз в год анкетирует сотни компаний в рамках подготовки рейтинга "Эксперт-200. Крупнейшие компании", проектов по составлению отраслевых справочников, аналитических исследований. Учтены были также результаты исследования присутствия промышленных компаний в Интернете и результаты ежегодного конкурса годовых отчетов. С другой стороны, мы приняли во внимание мнение делового сообщества - претенденты отбирались только среди участников рейтинга "Эксперт-100. Репутация".

В итоге жюри конкурса признало наиболее информационно открытой компанией РАО "ЕЭС России" (один из лучших интернет-сайтов, 54-е место в рейтинге репутации, наконец, на днях завершена работа над двухтомным справочником по российской электроэнергетике, содержащим беспрецедентный объем информации о РАО).

Лауреатами конкурса в этой номинации стали АК "Алроса" (в первой пятерке среди ста российских компаний с наилучшей репутацией, информационно насыщенный сайт, один из лучших годовых отчетов) и ОАО "Нижнекамскнефтехим" (71-е место в рейтинге "Эксперт-100", наиболее полная информация, предоставляемая в рамках анкетирования, хорошее представительство в Интернете).

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (308) 24 декабря 2001
    Старт наличного евро
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Реклама