Многообразие малостей

Максим Рубченко
24 декабря 2001, 00:00

Малое предприятие должно работать на локальном рынке и создавать рабочие места

На прошлой неделе состоялось последнее в этом году заседание Госсовета, который после бурного обсуждения утвердил "Концепцию государственной политики поддержки развития малого предпринимательства в РФ". Выступившие на Госсовете президент Владимир Путин, вице-премьер правительства Алексей Кудрин и десять губернаторов рассказали друг другу, как плохо в России обстоят дела с малым бизнесом и что нужно сделать для того, чтобы он наконец расцвел.

Тон заседанию задал президент, который заявил, что, чем более развит малый бизнес, тем более устойчива и здорова экономика России, и что именно из-за слабого развития малого бизнеса в стране до сих пор не сформировался полноценный средний класс. Путин отметил, что главная причина неблагополучия российского малого бизнеса заключается не в инертности российских граждан, а в том, что предприниматели "натыкаются на множество препятствий со стороны федеральных, региональных и местных властей", поэтому, мол, им ничего не остается, как бросить начатое дело или уйти в тень. В свою очередь, Алексей Кудрин сообщил, что правительство уже сделало для малого бизнеса и что намеревается сделать в ближайшем будущем. Картинка получилась следующая.

Упростить и уменьшить

Одной из основных преград для развития малого предпринимательства, по мнению президента, является действующее налоговое законодательство, в связи с чем Владимир Путин заявил о необходимости создания упрощенного налогообложения и бухгалтерского учета для малых предприятий, а также об установлении предела налоговых изъятий. "Правительство планирует в первом квартале две тысячи второго года внести в Госдуму новую главу Налогового кодекса, посвященную налогообложению малых предприятий, - тут же отрапортовал Алексей Кудрин. - Будет разработана упрощенная система налогов для малого бизнеса, правительство также будет готовить предложения по упрощению отчетности при уплате социального налога субъектами малого бизнеса".

Президент особо отметил проблему "государственного предпринимательства" - постоянных поборов, которые не дают развиваться малому бизнесу. "Сейчас за каждый шаг и каждый документ предпринимателю приходится платить, - рассказал потрясенным губернаторам Владимир Путин. - Это не что иное, как узаконенная форма взятки".

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков пожаловался, что у предпринимателей на раздачу "конвертов" чиновникам иногда уходит столько же денег, сколько на открытие своего собственного дела. "Тридцать-сорок процентов доходов малых предпринимателей идут на всякого рода государственные поборы, - вторил ему министр по антимонопольной политике Илья Южанов. - И это не только дача взяток, но и вполне легитимный сбор денег: например, предпринимателям на добровольной основе предлагается вкладывать свои деньги в тот или иной фонд -- в противном случае им грозят неприятности".

Важным направлением борьбы за малый бизнес Владимир Путин назвал ликвидацию административных барьеров: "Для дебюрократизации экономики делается немало, но пока не достаточно". Алексей Кудрин доложил, что правительство уже немало сделало для устранения бюрократических преград: в прошлом году был принят закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", который упростил процедуру регистрации малых предприятий, а после вступления в силу 1 июля 2002 года закона "О регистрации юридических лиц" будет действовать принцип "одного окна" для регистрации новых фирм, что существенно облегчит создание малых предприятий. Кроме того, по словам вице-премьера, правительство планирует ограничить возможность необоснованного появления на предприятиях проверяющих, а также предусмотреть ответственность государства за ущерб, принесенный такой проверкой. Это, по словам Алексея Кудрина, должно умерить пыл чиновников в проведении проверок по звонку сверху.

Для поддержки малого бизнеса, по мнению президента России, должна быть создана система кредитования предпринимательства. Вице-премьер предложил активнее создавать для этих целей внебанковские кредитные структуры, такие как общества взаимного кредитования. В то же время он выразил убеждение в том, что бюджеты не должны брать на себя коммерческие риски, связанные с кредитованием малого бизнеса. По его мнению, более целесообразно предусмотреть субсидирование процентных ставок, а государству обеспечить консультативную поддержку предпринимателей. Кроме того, Министерство по антимонопольной политике должно в первом квартале 2002 года разработать механизм предоставления госгарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями, и подготовить предложения по апробации этой системы в отдельных регионах. Вот так и поговорили.

Кого лечим?

Отметим, что одобренная Госсоветом "Концепция" - это не более чем политическая декларация, должная продемонстрировать озабоченность властей проблемами малого бизнеса. Реальные шаги правительства в отношении малых предприятий будут реализованы, в частности, в новой редакции закона "О государственной поддержке малого предпринимательства", которая готовится сейчас в Минэкономразвития. Именно этот документ должен дать ответы на многие важные вопросы, которые на заседании Госсовета были лишь обозначены. Например, на вопрос о том, что же такое малый бизнес, который власти собираются поддерживать.

По действующему законодательству сегодня один из главных критериев идентификации малого предприятия - это численность работающих (в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве - 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, в остальных отраслях - 50 человек). Однако трудно не согласиться с Алексеем Кудриным, который говорит, что даже если в компании работают только десять человек, но она имеет многомиллиардный оборот, то малым предприятием считать такую фирму никак нельзя. Впрочем, несмотря на то что нынешнее определение малого бизнеса носит формальный характер, у властей тем не менее нет точной информации о количестве малых предприятий. "У налоговиков - одни данные, у регионалов - другие", - с досадой заявил Владимир Путин на Госсовете.

Еще один вопрос сегодня остается открытым: собираются ли власти вкладывать бюджетные средства в развитие отечественного малого бизнеса или они ограничатся только его политической поддержкой? Среди членов рабочей группы, готовившей заседание Госсовета, дискуссии на эту тему приобрели такую остроту, что само мероприятие оказалось под угрозой срыва. В конце концов решили ограничиться политическими мерами. Но представители малого бизнеса настаивают на финансовой поддержке - льготном кредитовании, создании Фонда поддержки малого бизнеса и так далее. Правительство же не горит желанием тратить бюджетные деньги на подобные программы.

И самый важный вопрос, остающийся сегодня без ответа: чего все-таки власти хотят от малого бизнеса? В выступлениях участников Госсовета прозвучали в связи с этим четыре тезиса: малый бизнес должен обеспечить создание новых рабочих мест, рост налоговых платежей в бюджет, экономическую стабильность и, наконец, стать главным источником инноваций - разрабатывать и внедрять новые технологии. Очевидно, что решить эти четыре задачи одновременно малый (да и любой другой) бизнес не сможет никогда.

Урок классификации

На наш взгляд, чтобы нынешняя кампания в поддержку малого бизнеса имела практический эффект, власти должны четко осознать две вещи. Первое - малый бизнес является частью российского бизнеса, поэтому невозможно обеспечить поддержку малого предпринимательства без кардинального улучшения отечественного бизнес-климата в целом. Обещанные на Госсовете упрощение требований по регистрации предприятий, порядка сертификации и лицензирования деятельности, сокращение количества разного рода проверок бизнеса и разрешений, необходимых для его ведения, борьба с коррупцией чиновников и установление предела налоговых изъятий - все это должно относиться не только к малому, но и к среднему, и к крупному бизнесу.

Второе - малый бизнес очень разнообразен. Торговая фирма, владеющая магазином, где заняты четыре человека, - это одно, инновационная компания, разрабатывающая новые технологии, - совсем другое, а выделенный в отдельное предприятие цех машиностроительного завода - третье. И просто глупо вводить для них одинаковые правила работы.

Поэтому главным критерием, позволяющим отнести предприятие к малому бизнесу, на наш взгляд, должна стать его работа на локальном рынке - в данном городе. Очевидно, что такие фирмы будут выполнять главным образом социальную функцию, обеспечивать трудоустройство населения. Соответственно, налоговое давление на них должно быть минимальным, а все заботы по их развитию и поддержанию возлагаться на местные власти. Фирмы, работающие на нескольких географических рынках, должны терять статус малых предприятий, и их государственная поддержка (если она нужна) должна осуществляться на основании совсем других, отраслевых законов. Например, на основании закона о государственной поддержке инноваций, потребность в котором сегодня несомненна.

В подготовке материала принимала участие Екатерина Шохина