Работяги или офшорники

В российской банковской системе доминирует именно тот сектор, который работает на экономический рост

Большинство российских банков сегодня тяготеет к одной из двух альтернативных стратегий развития, по-разному позиционирующих их на рынке, отводящих им различную роль в российской экономике.

Сутью первой стратегии, которую условно можно назвать стратегией внешнеэкономического посредничества, является аккумуляция дешевых ресурсов корпоративного, преимущественно экспорториентированного, сектора и их размещение в сравнительно малорискованные иностранные активы, приносящие небольшой, но стабильный доход (депозиты, кредиты, государственные ценные бумаги и т. п.). Банки, следующие этой стратегии, выполняют важную макрохозяйственную функцию - обеспечивают платежно-расчетный "интерфейс" экономических агентов с внешним миром. Они осуществляют интенсивный чистый вывоз капитала за рубеж, выступая по отношению к реальному сектору, как правило, в качестве чистых заемщиков (выданные кредиты меньше привлеченных средств). На внутреннем рынке эти банки работают в основном с валютными кредитами и депозитами.

Сутью второй стратегии, которую мы назовем стратегией внутренней экспансии, является агрессивное наращивание кредитования отечественных заемщиков, опирающееся на расширение мобилизации платных ресурсов внутри страны. Роль банков, придерживающихся этой стратегии, в экономике - направлять к предприятиям финансовые накопления других секторов, а также обслуживать внутренний платежный оборот. Банки второй стратегии осуществляют чистое кредитование реального сектора, а вот внешний мир кредитуют совсем мало либо вообще воздерживаются от этого. В их кредитно-депозитных операциях доминирует рублевая компонента.

С формальной точки зрения банки, отнесенные нами к этим стратегиям, различаются по двум критериям: по направлению опосредуемых чистых потоков капитала и по степени "валютизации" кредитно-депозитных операций. Банк относился нами к стратегии внешнеэкономического посредничества, если для него выполнялось по крайней мере два из трех следующих условий: доля чистого кредитования реального сектора в активах менее 10%, доля чистых иностранных активов в активах более 10%, доля валютных счетов в остатках на счетах и депозитах предприятий более 50%. Условиями отнесения банка к стратегии внутренней экспансии мы считали следующие: чистый кредит реальному сектору свыше 10% от активов, чистые иностранные активы менее 10% активов, доля валютных счетов - менее 50%.

Скажи, кто твой клиент

Выбор банком стратегии внешнеэкономического посредничества предопределяется прежде всего преобладанием в клиентуре экспорториентированных предприятий и/или фирм-нерезидентов. Как правило, такие банки имеют развитую международную корсеть, открытые кредитные или гарантийные линии ведущих зарубежных финансовых институтов. Для банков-"внешников" характерен низкий уровень аппаратных расходов (менее 2% активов) в связи с экономией на масштабах бизнеса и небольшим числом филиалов.

Эту стратегию реализуют Внешторгбанк, значительная часть банков, подконтрольных нерезидентам, и несколько крупнейших корпоративных банков, не имеющих развитой филиальной сети (подробнее о них см. "Их надо знать в лицо").

Экспорториентированные сырьевые предприятия, составляющие костяк клиентуры этих банков, обладают значительными собственными накоплениями и предъявляют весьма ограниченный спрос на краткосрочные заимствования, которые могут предложить им банки. Это закономерно вызывает проблему избытка ресурсов у этих банков. Однако поскольку их привлеченные средства дешевы (остатки на расчетных счетах предприятий - ресурс фактически бесплатный), а внеоперационные издержки (оплата труда и пр.) низки, эти банки могут не утруждать себя поисками высокодоходного размещения избыточных ресурсов на внутреннем рынке. Для обеспечения приемлемого уровня прибыли их вполне устраивает размещение средств в менее доходные, но гораздо более надежные иностранные активы.

Как следствие, структура активов "внешников" характеризуется низкой долей работающих активов - кредитов и ценных бумаг (по состоянию на 1.10.2001 - 42% в среднем по банкам данной стратегии, в том числе кредитов и займов предприятиям - 28%). При этом исключительно высока доля малодоходных ликвидных активов (50%), большую их часть составляют иностранные активы (43%).

Стратегию внутренней экспансии в основном реализуют банки, у которых значительную долю в клиентуре занимают предприятия неэкспортных отраслей и у которых есть ряд сильных конкурентных преимуществ в привлечении средств населения. Высокая "персоналоемкость" таких банков обусловливает значительный объем расходов на оплату труда (более 2,5% активов). Это прежде всего Сбербанк, группа банков с развитой филиальной сетью (более 5 филиалов) и основная часть средних и мелких банков.

Как правило, клиенты этих банков - предприятия, которые из-за недостатка собственных средств для формирования оборотных активов имеют устойчивую потребность в банковском кредите. Это обеспечивает банкам каналы доходного размещения средств, одновременно ограничивая возможности задействования клиентских ресурсов. Именно поэтому эти банки выступают в качестве чистых кредиторов реального сектора. Так, кредиты и займы нефинансовым предприятиям составляют в среднем 44% их активов (а в целом работающие активы - 67%). В то же время средства, привлеченные от предприятий, включая выпуск векселей - чуть более 30% их пассивов.

Основным источником ресурсов для чистого кредитования предприятий служат вклады населения: их средняя доля в пассивах этих банков составляет 29%. Это, правда, обусловливает дороговизну пассивов: отношение процентных расходов к привлеченным средствам этих банков выше, чем по банковской системе в целом.

Более высокие процентные и внеоперационные (оплата труда и пр.) расходы банков, придерживающихся стратегии внутренней экспансии, компенсируются более высокой, в сравнении с экспорториентированными банками, доходностью активов; более высокий уровень рисков при размещении средств - более высоким уровнем маржи.

В настоящее время на экспортные сырьевые отрасли приходится более половины (55%) остатков на счетах предприятий. Соответственно, приблизительно такую же долю счетов реального сектора (54%) аккумулируют в сумме банки, позиционирующиеся в рамках первой стратегии (39%), и "неопределившиеся" (15%). Сейчас эти ресурсы в основном работают на кредитование заграницы и, частично, самого сырьевого сектора российской экономики. В условиях, когда последний перестает быть локомотивом нашего хозяйства, сохранение экономического роста будет в немалой мере зависеть от вовлечения аккумулируемых этими банками ресурсов в модернизацию обрабатывающих отраслей. Что, соответственно, потребует от банков корректировки их стратегий.

Кто кого

Сегодня основную часть ресурсов банковской системы аккумулируют банки, реализующие стратегию внутренней экспансии. На них приходится около 63% активов и 61% капитала (58 млрд и 9 млрд долларов соответственно). Стало быть, большая часть банковской системы все-таки работает на кредитование российской экономики. Правда, без учета Сбербанка, медленно дрейфующего в сторону кредитования государства (подробнее см. "Их надо знать в лицо"), совокупные ресурсы внутренне ориентированных банков выглядят намного скромнее: 35% активов и 39% капитала (соответственно 32 млрд и 6 млрд долларов).

Банки с преобладанием стратегии внутренней экспансии сейчас развиваются быстрее, чем другие: за три квартала 2001 года их активы увеличились на 32% против 23% в среднем по банкам внешнеэкономической специализации. Это связано с тем, что ресурсы первых в большей мере опираются на вклады населения, доля которых в денежной массе устойчиво растет.

Значимость банков, реализующих стратегию внешнеэкономического посредничества, определяется потенциальным объемом ресурсов, которые они способны аккумулировать в случае снижения вывоза капитала предприятиями и/или репатриации ранее "сбежавших" капиталов. (Если учитывать состав клиентов и собственников данных банков, можно предположить, что кочующие капиталы пойдут именно сюда.) Чтобы показать масштаб этих ресурсов, скажем только, что в 2000-2001 годах на каждый рубль валовых сбережений, оставшийся в России (валовое накопление), приходилось 40-45 копеек, вывезенных негосударственным сектором за рубеж. Это соотношение сохранялось и в первом полугодии 2001 года.

Важно отметить, что позиционирование в рамках той или иной стратегии в конечном счете определяется самим банком. Можно привести несколько примеров целенаправленной смены стратегий рядом крупных банков. Так, Росбанк, в 1999-2000 годах твердо придерживавшийся стратегии внешнеэкономического посредничества, начиная с 2001 года стал медленно, но верно разворачиваться в сторону внутренней экспансии. Банк заметно нарастил кредитование реального сектора, параллельно активизировав привлечение средств населения. Последовательная эволюция в сторону внутренней экспансии наблюдается в течение последнего полугода у ряда "иностранцев" (Дойче банк, Гаранти банк, Райффайзенбанк Австрия).

Как же государство, прежде всего в лице Банка России, может помочь сдвигу банков в сторону стратегии внутренней экспансии? Набор возможных мер хорошо известен - он не раз озвучивался. Это стимулирование банков развивать филиальные сети, включая покупку санируемых многофилиальных банков. Это стимулирование процессов концентрации в банковской системе (через повышение требований к минимальному капиталу, стимулирование объединения бизнеса и т. п.), что позволило бы расширить слой банков с диверсифицированной клиентской базой и, как следствие, большим кредитным потенциалом. Это стимулирование развития высоколиквидного внутреннего рынка долговых инструментов, что создаст альтернативу вложениям в иностранные активы.