Приготовиться к снижению!

В минувшем году темпы роста на всех потребительских рынках снизились. Снижение продолжится и в 2002 году

В прошедшем году потребление росло практически на всех рынках. Правда, темпы роста в различных отраслях отличались на десятки процентов. К примеру, на мебельном рынке они не превысили 10%, а рынок телекоммуникаций побил все рекорды - объемы продаж здесь увеличились на 124%. Основными причинами продолжающегося потребительского бума специалисты называют увеличение денежной массы в обращении и платежеспособности населения.

Между тем эксперты во всех отраслях отмечают снижение темпов роста рыночного оборота по сравнению с 2000 годом на 10-30%. Эта же тенденция будет сохранятся и дальше.

На некоторых рынках уже в ближайшее время ожидается стабилизация объемов потребления (жилье, пищевая промышленность) и даже некоторое их снижение (мебель, авиаперевозки).

В наступившем году усилится как конкуренция в отраслях, так и концентрациях их. "На плаву" останутся наиболее мощные и эффективные компании, которые поглотят более слабых конкурентов. Эти процессы уже активно идут на рынках электробытовой техники, авиаперевозок, в пивной и пищевой промышленности. По имеющимся прогнозам, в наступившем году концентрация затронет прежде всего агрорынок, мебельную индустрию и торговлю.

Цены на жилье на пределе

Столичный квартирный рынок близок к стабилизации. По имеющимся грубым оценкам (точная статистика отсутствует), оборот московского рынка жилья за истекший год составил 5 млрд долларов. По сравнению с 2000 годом оборот вырос на 25-30%. Но этот рост в основном обусловлен активным ростом цен. объем операций за этот же период сократился на 15-20%.

В истекшем году жилье в Москве подорожало примерно на 30%. Примерно так же выросли цены и в регионах. Аналитики рынка отмечают, что такой рост обусловлен разрывом между высоким спросом на жилье, характеризующимся ростом доли "чистых" покупок в общей структуре спроса, и низким предложением жилья, прежде всего на вторичном рынке.

К концу года рост цен на квартирном рынке практически прекратился. По словам риэлтеров, с августа и до конца года активность потребителей постепенно снижалась, что вызвало замедление темпов роста цен. Традиционно же именно этот период в году характеризуется максимальным спросом. "Странность" прошедшего года усиливает и то, что спад потребительской активности происходил на фоне роста предложения квартир на рынке - с августа по ноябрь прошлого года предложение квартир на рынке выросло почти на 30%.

Прогнозы на 2002 год риэлтеры дают осторожно. Большинство склоняется к тому, что резкого падения цен не произойдет. Сначала будет некий стабилизационный период, который продолжится до конца февраля. После чего рост цен возобновится вплоть до весны-лета 2003 года - но не более чем на 10%. А вот потом, возможно, цены не только остановятся, но и начнут снижаться. Предпосылки к такому развитию ситуации имеются. Например, планируемое введение оплаты коммунальных услуг в полном объеме. Это приведет к тому, что небогатые люди будут избавляться от дорогих в эксплуатации квартир. Еще одно объяснение - возможное затоваривание рынка. Судя по высказываниям риэлтеров, процесс насыщения уже начался в сегменте монолитных домов. По мнению председателя совета директоров компании "Миэль-недвижимость" Григория Куликова, индикатором начала общего снижения цен послужит резкое снижение цен на квартиры в монолитных домах.

Российские мебельщики упустили свой шанс

На мебельном рынке за прошедший год наметилась стабилизация. Пик роста объемов потребления мебели пришелся на предыдущий, 2000-й, год, когда объемы продаж на рынке возросли по разным товарным группам от 30 до 50%. В 2001 году рост составил не более 10%. По мнению специалистов, потенциал платежеспособного спроса для дальнейшего роста потребления мебели в стране есть, однако структура спроса не соответствует сложившемуся на рынке уровню цен: для большинства россиян мебель остается весьма дорогим товаром.

Средний россиянин тратит на мебель 12% годового бюджета семьи, средний европеец - около 8%. Уровень цен на мебель объясняется постоянным увеличением доли импорта. К концу 2001 года он составлял более 40% от общего объема предложения на рынке, то есть практически достиг предкризисного уровня. Отечественная мебель пока мало отвечает запросам потребителей. По мнению специалистов, относительно качественная российская мебель сразу "уходит" в среднедорогой ценовой сегмент, поскольку производится из импортных комплектующих. Более дешевая мебель - из отечественных комплектующих, как правило, не качественна.

Российские мебельщики не смогли воспользоваться послекризисным рыночным преимуществом, и для них ситуация будет только ухудшаться. На мебельных рынках развитых стран сейчас наблюдается кризис потребления, мебельные компании работают в условиях жесточайшей конкуренции, и все они стремятся к активной экспансии на развивающиеся рынки, в том числе и в Россию.

В наступившем году заметного роста продаж мебели не ожидается. Есть надежда, что цены на рынке постепенно будут снижаться. Несколько месяцев назад была уменьшена пошлина на импортные комплектующие, что позволит отечественным производителям сделать свою продукцию чуть дешевле. С января этого года снижена пошлина и на готовую мебель - возможно, это несколько снизит уровень цен на импорт. Если и то и другое произойдет, то отрасль может сохранить прошлогодние темпы роста.

Одеваться стали меньше

Рост продаж на рынке одежды и обуви тоже замедлился. По словам начальника отдела маркетинга ЦУМа Галины Новиковой, запланированный рост оборота торговых компаний (около 18%) достаточно ровно прослеживался до сентября прошлого года. В ноябре же многие ритейлеры ощутили значительное снижение товарооборота, связанное со снижением спроса. Относительно невысокий спрос был замечен даже в декабре, когда покупательская активность традиционно высока. В итоге годовой темп роста рынка одежды и обуви не превысил 10-12%, что приблизительно в 2,5 раза меньше, чем в 2000 году.

По словам ритейлеров, структура спроса за прошедший год заметно изменилась. После кризиса в основном покупали либо дорогую обувь и одежду, либо дешевую. За последний год спрос из дешевого ценового сегмента постепенно переместился в средний. Именно в секторе обуви и одежды для среднего класса ритейлеры наблюдали всплеск спроса в прошлом году.

Как это ни странно, в 2002 году московские ритейлеры прогнозируют рост оборота как минимум в 25%. В значительной степени это обусловлено теми процессами, которые происходят в отечественном ритейле. "Торговля упорядочивается, - говорит г-жа Новикова, - на плаву остаются только зрелые, эффективные компании, расширяющие свои торговые сети".

Технику - в регионы!

В 2001 году рынок электробытовой техники процветал. По данным агентства GFK Retail Audit, спрос вырос на 20%. Яркая тенденция прошлого года - изменение структуры спроса в пользу более дорогой техники: холодильники, плиты, стиральные и посудомоечные машины шли на ура. По данным компании "Мир", в денежном обороте доля этой техники составила 60%, еще два года назад она не превышала 40%. Доля теле-, аудио-, видеотехники и мелкогабаритной техники в общем объеме продаж снизилась, однако в абсолютном выражении объемы продаж заметно выросли и в этих сегментах.

Другая тенденция этого рынка - перераспределение сил между основными игроками в пользу сетевых продавцов. Так, в Москве при общем росте рынка в 50% продажи в сетевых компаниях выросли на 80-120%. Заметно снизилась доля продаж, контролируемая рынками - "Горбушкой" или Митинским. Сетевым магазинам удалось перетянуть часть их клиентов. Этому помогли самые разные меры - от ценового демпинга по отдельным наиболее популярным брэндам до продажи товаров в кредит, чего рынки, естественно, предложить не могли.

В минувшем году усилилась конкуренция между самими сетевыми компаниями. Главная причина - ожидание прихода в Москву нескольких крупных иностранных сетей: Auchan, Media/Saturn, Media Markt. По прогнозам, это произойдет уже в 2003 году. Сетевые компании понимают, что если сегодня не завоевать максимально возможную долю рынка, завтра будет уже поздно. В этой ситуации наиболее разумная стратегия - расширить свое присутствие в регионах. По прогнозам на 2002 год, в Москве темпы роста рынка снизятся до 20-30%, а в ряде регионов, напротив, возможен их рост. Особенно бурно будут развиваться рынки Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары, Ростова-на-Дону.

Спрос на иномарки

Завершившийся год стал триумфальным для российского авторынка. Небывалыми темпами росли продажи иномарок. Так, в 2001 году только через сеть официальных дилеров продано около 80 тыс. новых иномарок, что вдвое больше, чем в 2000 году.

Основываясь на результатах 2001 года, представители большинства иностранных компаний оптимистично оценивают потенциал российского рынка. Они предсказывают расширение до 100 тыс. новых иномарок. Основная ставка делается на автомобили в ценовой категории до 10 тыс. долларов.

Любопытный сюжет минувшего года на автомобильном рынке - пошлины на подержанные иномарки. В 2001 году в Россию ввезено рекордное число старых автомобилей - 600 тыс., в три раза больше, чем в 2000 году. В новом году, по оценке подавляющего большинства экспертов, темпы роста данного сектора сократятся из-за введения запретительных пошлин на иномарки старше семи лет.

На рынке отечественных автомобилей по-прежнему лидирует АвтоВАЗ - в 2001 году он выпустил 760 тыс. машин (общий объем потребления отечественных автомобилей в минувшем году составил около 1 млн штук). Правда, темпы роста рынка отечественных авто не превышают 7-10%.

Хотя большинство западных компаний признает огромный потенциал российского рынка, пока они не решаются инвестировать в производство из-за низкого качества отечественных комплектующих. А иностранные поставщики деталей воздерживаются от инвестиций в России из-за отсутствия сборочных заводов, которые могли бы гарантировать постоянный спрос на высококачественные детали. Получается замкнутый круг. Но уже в 2002 году ожидаются положительные перемены - в строй вводятся три новых сборочных СП: завод Ford во Всеволожске, московский Renault ("Автофрамос") и СП "АвтоВАЗ-General Motors".

Рынок мобильной связи - лидер

объемы продаж сотовых телефонов в прошедшем году вновь рекордно росли: по данным агентства J`Son & Partners - на 124%. Число владельцев сотовых телефонов в России увеличилось с 3,450 млн до 7,410 млн. Наибольший прирост обеспечила, конечно, Москва: около 2 млн неофитов-москвичей вступили в сотовые ряды - число мобильных абонентов в столице почти удвоилось. Но по темпам роста некоторые регионы намного перегнали Москву: у "Кубани GSM" на 31 декабря 2001 года было 372 тыс. абонентов, за год их число увеличилось на 355%; у казанского "Таиф-Телкома" - около 100 тыс. абонентов, за год их стало в три раза больше. В Питере количественный рост тоже был значительным: сейчас в северной столице почти 700 тыс. абонентов, а в начале 2001 года их было около 250 тыс.

От наступившего года аналитики не ждут новых рекордов. "Волна ажиотажного спроса прошла, - утверждает консультант J`son & Partners Антон Погребинский. - В 2002 году рост рынка сотовой связи, по нашим прогнозам, замедлится и составит около пятидесяти пяти процентов". Действительно, московский рынок, который всегда давал основную массу новых подключений, начал насыщаться. Взрыв ожидается в Питере, куда в конце декабря пришла столичная компания МТС, составив конкуренцию местному игроку - "Северо-Западному GSM". Но больше 1 млн новых подключений (по самой оптимистичной оценке) рынок Северо-Запада дать не сможет. Остальные регионы благодаря вложенным в них в этом году нескольким сотням миллионов долларов и пришедшей полноценной конкуренции вроде бы начали поднимать голову, но вряд ли они смогут компенсировать столичную стагнацию.

Снижение темпов роста числа абонентов сотовых компаний, продолжение конкурентной борьбы между операторами неизбежно отразится на выручке компаний. Один из важнейших показателей мобильной связи - доход на абонента в месяц, который на конец 2001 года составлял, по данным J`son & Partners, около 38 долларов, будет уменьшаться. Прогноз на конец 2002 года - около 30 долларов.

По некоторым оценкам, этот год станет годом не количественной, а качественной экспансии. Так называемые "новые услуги", о которых уже не первый год наслышаны абоненты, являются настоящим резервом роста доходов компаний. Самая примитивная из них, но уже достаточно популярная - SMS - передача коротких сообщений. Дальше идут новые "умные" SIM-карточки (технология SIM Application Toolkit), которые уже активно предлагают абонентам в Питере и Москве. Возможно, наконец-то заработает в полную силу, хотя бы в Москве, технология GPRS, позволяющая выходить в Интернет при помощи мобильного телефона с приличной скоростью. Пока столичные операторы не могут ввести ее из-за перегрузок своих сетей голосовым трафиком.

Пивная отрасль далека от стабилизации

Российская пивоваренная индустрия, практически полностью контролирующая внутренний рынок, в прошлом году вновь пережила бум. Потребление пива в стране выросло на 17% и составило 650 млн декалитров. Рост рынка продолжается шестой год подряд. Россия уже уверенно держится в десятке стран (по интегрированному показателю) с самой мощной пивоваренной промышленностью, растущим рынком и непомерно высокой по любым меркам нормой прибыли в пивном бизнесе. Например, если в Германии и Нидерландах потребление пива падает на 3-4% в год, а рентабельность в 6-7% считается выдающимся достижением, то в нашей стране норма прибыли в среднем составляет 15-20%, у отдельных компаний, скажем у "Очаково", она зашкаливает за 40%.

Очевидно, что долго так продолжаться не будет. По имеющимся прогнозам, с каждым годом темпы роста потребления пива в России будут сокращаться на 3,5-4%. Переломным станет 2005 год, когда рынок, достигнув емкости в 1 млрд дал, насытится и перестанет расти. Тем не менее, пока потенциал роста не исчерпан, большинство крупных пивных холдингов, работающих в России, - BBH, Sun Interbrew и "Очаково" - в этом году продолжит строить новые заводы, покупать конкурентов и увеличивать производство. Так, например, холдинг BBH в 2002 году инвестирует в Россию 150 млн долларов. Основная часть из этих средств, видимо, пойдет на покупку еще одного завода и расширение производства на "Балтике", где в этом году планируется увеличить выпуск на 11%.

Потребителям экспансия крупных пивных корпораций на руку: они не только расширяют производство пива в нашей стране, но и существенно повышают его качество. Эксперты исследовательской компании "Бизнес-аналитика" прогнозируют увеличение доли пива класса "премиум" на нашем рынке к 2004 году с 15 до 20%. Это произойдет в основном за счет активизации производства западных марок по лицензии: Carlsberg, Stella Artois, Holsten, Miller, Lowenbraw, Tuborg и других.

Летать будем меньше

Разрушительный кризис на мировом рынке авиаперевозок, вызванный терактами в США и целым рядом последовавших за ними крупных авиакатастроф, российским авиакомпаниям практически никакого ущерба не нанес. Это и понятно: наши пассажиры в отличие от большинства иностранцев аэрофобией не страдают. Если в США пассажиропоток после потрясений снизился примерно на 40%, в Европе - на 25% (в результате фактически обанкротились четыре из пяти ведущих американских авиакомпаний (за исключением Delta) и две европейских - Swissair и Sabena), то в нашей стране объем перевозок в IV квартале просто перестал расти. В целом же за 2001 год российская гражданская авиация перевезла 25 млн пассажиров, что на 15% больше, чем в 2000 году. Количество же авиакомпаний в России резко сократилось: еще год назад их было 314, сейчас осталось 260. С рынка ушли в основном те перевозчики, воздушные суда которых не отвечают требованиям безопасности.

Лидеров на рынке четверо - "Аэрофлот", "Пулково", "Сибирь" и "Красэйр". Кстати, наибольший рост в 2001 году продемонстрировали две последние авиакомпании. У "Сибири" пассажиропоток вырос в 2,3 раза, почти до 2 млн человек, а "Красэйр" перевезла пассажиров на 40% больше, чем в 2000 году, - немногим более одного миллиона человек. У "Аэрофлота" и "Пулково" этот показатель составил 20% и 12,3% соответственно. Такая разница между столичными и региональными авиакомпаниями объясняется тем, что "Аэрофлот" и "Пулково" ориентированы в основном на полеты по международным линиям, где ощущается спад, тогда как "Сибирь" и "Красэйр" работают в основном на внутреннем рынке, где никакого спада нет. Но звездные времена у "Аэрофлота" и "Пулково" еще впереди. Именно благодаря спаду в Европе доля рынка, прежде всего "Аэрофлота", на европейских линиях стала быстро расти.

Нынешний же год для авиаторов будет хуже прошлого. Пассажиропоток снизится, но незначительно - на 5-6%, не больше. Авиакомпаниям, потратившимся на обеспечение дополнительных мер безопасности, придется повышать цены на билеты. Первое повышение - на 20% (в среднем на 40 долларов на международных линиях) произошло в конце прошлого года, а следующее ожидается нынешним летом, когда пассажиропоток традиционно резко возрастает. В большинстве авиакомпаний говорят, что такое повышение оправданно, поскольку в декабре 2001 года выросли на 30% цены на железнодорожные билеты и в этом году наверняка вырастут еще. Однако уже с 2003 года для авиаторов все войдет в норму, и рост отрасли продолжится.