Управляемый дефолт

Мировая экономика
Москва, 14.01.2002
«Эксперт» №1-2 (309)
Предлагаемый МВФ механизм банкротства стран-должников проверит международных инвесторов на зрелость

За последние двадцать лет, начиная с долгового кризиса 1982 года, более 50 стран мира задерживали выплату внешних долгов или проводили их реструктуризацию. Юридический же механизм регулирования требований кредиторов к должнику-государству до сих пор не выработан. Многочисленные кризисы на развивающихся рынках, имевшие место в 90-е годы, поставили в повестку дня мирового экономического сообщества вопрос о создании такого механизма, который позволил бы более эффективно решать проблемы внешнего суверенного долга. В настоящее время единственным способом разрешения проблемы является прямая поддержка частных кредиторов и должников.

Однако попытки многонациональных финансовых организаций, прежде всего МВФ, оказать помощь попавшим в беду странам зачастую еще больше осложняют ситуацию. Практически все переговоры о реструктуризации сопровождались помощью со стороны МВФ, который брал на себя функции кредитора последней инстанции в отношении стран, объявивших дефолт по своим обязательствам.

На самом же деле, считают многие экономисты, подобная поддержка, а зачастую даже сам факт ее потенциального предоставления порождают проблему моральной опасности (moral hazard): страна, надеясь на эти вливания, продолжает безответственную экономическую политику, что лишь приближает печальную развязку.

Есть вполне конкретные претензии и к спонтанным суверенным дефолтам. Они неминуемо ставят разных кредиторов страны (держателей разных типов долговых обязательств) в разные условия. Зачастую погашение части долгов идет по непрозрачным, инсайдерским каналам, в ущерб менее влиятельным кредиторам.

На волне растущей критики МВФ перехватил инициативу. Выступая 26 ноября прошлого года в Вашингтоне на заседании Национального экономического клуба, первый заместитель управляющего МВФ Анна Крюгер сообщила о планах фонда создать механизм реструктуризации суверенного долга. Шестого декабря этот план был обсужден на заседании исполкома МВФ. Суть идеи в том, что страны-должники, стоящие на пороге дефолта, инициируют процедуру реструктуризации своих долгов. На период переговоров по реструктуризации они получают юридическую защиту против тех кредиторов, которые могут обратиться в судебные инстанции с исками на взыскание долгов.

Как ожидается, новый механизм может быть запущен в действие через два-три года. Это значит, что он не будет применен к двум наиболее проблемным должникам прошлого года - Аргентине и Турции.

Законная несостоятельность

Создать механизм реструктуризации суверенного долга на базе американского законодательства о банкротстве не раз предлагали американские экономисты и юристы, например Джеффри Сакс, Барри Айхенгрин и Стивен Шварц.

В основу международного механизма банкротства предлагается положить 11-ю главу Кодекса США (Title 11 USC), представляющую собой основу законодательства США о банкротстве. Заметим попутно, что именно на этих нормах основаны законодательства о банкротстве Японии, Канады, Аргентины и в значительной степени Германии.

Преимущество американского законод

У партнеров

    Реклама