Русские идут

21 января 2002, 00:00

Первые в новом году выборы руководителей регионов состоялись в Адыгее, Якутии и Кабардино-Балкарии. На своем месте усидел лишь президент последней - Валерий Коков. Адыгейца Аслана Джаримова и якута Михаила Николаева сменили соответственно адыгеец Хазрет Совмен и русский Вячеслав Штыров. На этническую принадлежность вновь избранных указываем не случайно - с ней, возможно, связана новая и весьма любопытная тенденция.

В Якутии (50% населения - русские, 33% - якуты) русский претендент без особых эксцессов сменил в кресле главы республики представителя титульной нации, хотя избирательная кампания и сопровождалась определенным размежеванием электората по этническому признаку. При этом очевидно, что такая "русификация" руководства республики вовсе не была целью Москвы, которой важнее всего было избавиться от одиозного Николаева. Первым ставленником центра на этих выборах, который, впрочем, до срока сошел с дистанции по причине полной бесперспективности, был якут Василий Колмогоров. Избирателям оказалось явно небезразлично, кто у них будет президентом: во втором туре, когда выяснилось, что Штырову не хватает до победы всего нескольких процентов, явка на избирательные участки резко возросла (76% против 68% в первом туре). Этот редчайший в практике выборов феномен свидетельствует, что к урнам на сей раз пришли именно русские, часто манкирующие своим гражданским долгом: именно в местах их компактного проживания был зарегистрирован чрезвычайно высокий уровень электорального энтузиазма.

Нечто похожее наблюдалось в Адыгее, хотя представители титульной нации и сохранили контроль за высшим постом в республике. О возросшей политической активности русских, также количественно преобладающих в республике (адыгейцев в Адыгее всего 22%), свидетельствует результат лидера Союза славян республики Нины Коноваловой: она набрала около 10% голосов - почти столько же, сколько всевластный, правивший республикой еще с советских времен Джаримов. Подчеркнем к тому же, что речь идет о женщине, избиравшейся на традиционно консервативном Кавказе.

То, что русские общины, доселе инертные, хотя и многочисленные (в нацреспубликах РФ русские численно преобладают везде, кроме Кавказа, Татарии, где их количество примерно равно количеству татарского населения, и Тувы), становятся активными субъектами политической жизни, могут поставить себе в заслугу ушедшие Джаримов с Николаевым и иже с ними, своей неумной национальной политикой сумевшие вывести из себя даже известных своим долготерпением русских сограждан. Теперь новому президенту Адыгеи придется учитывать в своей политике электоральный результат лидера Союза славян. А от г-на Штырова потребуется в первую очередь соблюдать осторожность, чтобы не перегнуть палку в другую сторону.