"Жигули" не угодили

21 января 2002, 00:00

Межведомственная комиссия по международной торговле правительства Украины объявила 11 января о начале специального расследования в отношении импорта новых российских автомобилей с объемом двигателя от одного до полутора литров. Инициатором этой акции стала ассоциация "Укравтопром", которая утверждает, что импорт российских авто наносит ущерб украинской автомобильной промышленности. Сторонники ограничения российского автомобильного импорта приводят цифры по 2000 году, когда импорт новых "легковушек" из России вырос по сравнению с 1998 годом на 52%, а местные автозаводы потерпели существенные убытки. По данным киевской аналитической группы "Автоконсалтинг", доля продукции АвтоВАЗа в общем объеме продаж новых автомобилей на украинском рынке в 2001 году составила почти 60%, в то время как доля крупнейшего украинского производителя автомобилей СП "АвтоЗАЗ-Дэу" - менее 10%.

Расследование продлится приблизительно 3-4 месяца, и, если будет доказан факт ущерба, импорт на Украину продукции АвтоВАЗа (а именно его автомобили "Ока" и "Жигули" реально подпадают под удар) может быть значительно урезан при помощи заградительных пошлин или же квот. "Укравтопром", например, предлагает ввести квоту в пределах 8,5 тыс. единиц, при том что АвтоВАЗ экспортировал на Украину 24 тыс. автомобилей.

Сейчас правительство Украины проводит конкурс по продаже 81,6% акций Запорожского автозавода (АвтоЗАЗ), дела которого в последние годы идут не самым лучшим образом. Созданное им совместно с корейской Daewoo (находящейся сейчас в процессе банкротства) СП "АвтоЗАЗ-Daewoo" имеет мощности, рассчитанные на производство 150 тыс. автомобилей в год. Однако в 2001 году собрано лишь 14,8 тыс. машин. Намеченные на август прошлого года торги не состоялись из-за отсутствия заявок. В ходе нынешнего конкурса, после снижения стартовой цены на 30% - до 54 млн гривен (10,2 млн долларов), претендент появился. Им стал крупнейший дилер АвтоЗАЗа и один из крупных импортеров автомобилей АвтоВАЗа - компания "Укравто". Не исключено, что именно она выступила реальным инициатором акций, стремясь перед покупкой расчистить для себя рынок.

Российские же аналитики считают, что даже значительное сокращение поставок автомобилей из России мало поможет АвтоЗАЗу. Ведь более 80% всех продаж автомобилей на Украине приходятся на подержанные иномарки. Поэтому, до тех пор пока власти не создадут барьеры для их ввоза, любые ограничения доступа на рынок российских автомобилей автоматически приведут к росту продаж подержанных иномарок.