Профанация

Экономика и финансы
Москва, 21.01.2002
«Эксперт» №3 (310)
Реформа пенсионной системы свелась к ее косметическим изменениям в интересах ПФР и нескольких избранных компаний

До вступления в силу новых пенсионных законов в России действовала простая система: из 35,6% единого социального налога, которым облагалась заработная плата, 28% поступали в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Из этих средств и выплачивалась пенсия.

Что же мы получили в результате принятия законов по пенсионной реформе? Единый социальный налог остался тем же. Взносы в ПФР (в среднем условно те же 28%) разделены на три части. 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии. Оставшаяся часть взноса (8-12% от оплаты труда) является страховой частью трудовой пенсии, размер ее зависит от возраста - чем старше человек, тем больше он платит. Из этих денег выплачиваются пенсии, размер которых определяется в зависимости от стажа работы и размера заработной платы. Причем активы эти не инвестируются, а подлежат выплате сегодняшним пенсионерам. От 2 до 6% взноса в ПФР перечисляются в фонд для формирования "накопительной части трудовой пенсии" (здесь минимум платят самые старшие граждане). Эти средства должны накапливаться и инвестироваться в соответствии с отдельным законом, принятым пока в первом чтении. Согласно проекту, до 2004 года частные пенсионные фонды к этим средствам не допускаются, их управлением занимается узкий круг избранных управляющих компаний. К проекту об инвестировании средств мы еще вернемся. Но прежде рассмотрим - с учетом мирового опыта и, конечно, здравого смысла - уже сформированную новую российскую пенсионную систему в целом.

Прежде всего, удивляет сохранение запредельно высокого единого социального налога. Известно, что высокий уровень налогов провоцирует уклонение от них. В российских же условиях этот социальный налог просто "самоедский", поскольку заставляет уводить зарплату "в тень", разрушает собственную базу. Принимая во внимание, что и взносы на страховую часть трудовой пенсии (8-12%), и взнос в федеральный бюджет (14%) подлежат выплате "с колес" сегодняшним пенсионерам, можно утверждать, что у нас преимущественно сохраняется система "солидарности поколений" (или распределительная). Причем теперь эта часть пенсионной системы, до сей поры единственная, значительно ослаблена (снижены отчисления) и, смеем утверждать, несправедлива. Дело в том, что вся тяжесть переходного периода возложена на старшее поколение, которое в полтора раза больше молодежи платит в страховую часть. Более льготный налоговый режим для молодежи просто разрушает базовый принцип системы "солидарности поколений". Из-за уменьшения собираемости реальная гарантированная минимальная пенсия будет еще меньше.

Обратим внимание на расплывчатость норм относительно обязательств государства по выплате пенсий. Полномочия по установлению размера пенсий делегируются правительству, а потому рассчитать сегодня будущую пенсию невозможно. Аргументы насчет трудности таких расчетов несостоятельны. Мы знаем, что в современных пенсионных системах зарубежных стран обязательства государства установлены законом. Да и вряд ли спр

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (310) 21 января 2002
    "газпром" возвращает активы
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Наука и технологии
    Реклама