Нефтяная компания ЮКОС приобретает контрольный пакет московской розничной сети "Копейка". Цена сделки участниками пока не разглашается, но, по слухам, она достигает 30-40 млн долларов. Предполагается, что инвестиции в развитие совместного бизнеса составят 100 млн долларов. Сумма для российской розничной торговли значительная: инвестиционные планы крупнейших операторов розницы на несколько десятков миллионов меньше.
Среди работников московского сетевого ритейла переход "Копейки" под контроль нефтяников вызвал обеспокоенность, близкую к панике. И основания для этого вроде бы есть. Финансовые вливания такого масштаба из нефтяного источника способны резко нарушить соотношение сил на столичном розничном рынке. Однако в ближайшем будущем события вряд ли будут развиваться уж очень драматически.
Бензоколонка третьего тысячелетия
Дело в том, что в ЮКОСе эту покупку увязывают с собственной сбытовой стратегией. Компания является крупнейшим в России производителем нефтепродуктов, которые реализует через собственную сеть, состоящую из 1000 автозаправочных станций. Однако большинство юкосовских АЗС никак нельзя отнести к заправкам современного типа, которые подразумевают торговлю не только бензином, но и сопутствующими товарами в мини-маркетах. Подобных комплексов у ЮКОСа всего 212 штук. То, что оставшиеся АЗС не модернизированы, существенно снижает их потенциальную прибыльность.
Во всем мире больше половины прибыли заправки получают от сопутствующей торговли. До последнего времени в России только компания BP помимо бензина торговала на своих АЗС еще и всякой всячиной, от которой получает 40-50% прибыли. И вот ЮКОС, вдохновленный успехами конкурентов, решил реализовать общепринятую в мире схему бизнеса. Первые же шаги в этом направлении оказались обнадеживающими. На модернизированных колонках прибыль сразу увеличилась вдвое за счет того, что расположенные на них мини-маркеты притягивали дополнительную клиентуру. В результате уже сейчас 10% прибыли от торгового бизнеса ЮКОСа приходится на небензиновые товары. Принято решение и дальше развивать сопутствующие торговлю и к 2005 году довести ее долю в структуре продаж до 40%.
Очевидно, что заявленные суммы инвестиций в совместный бизнес ЮКОСа и "Копейки" в первую очередь будут направлены на модернизацию бензоколонок. Так, в 2002 году намечено перестроить еще 300 заправок. Пока речь идет об АЗС "второго поколения" - с мини-маркетами и небольшими кафе. Но в перспективе планируется строить бензоколонки "третьего поколения", где к бензиновому шлангу будет прилагаться сервисно-торговый центр с широким ассортиментом товаров и бытовых услуг, то есть супермаркет.
Понятно, что углубление в розничный бизнес требует от нефтяников новых профессиональных навыков. Поэтому в течение прошлого года ЮКОС провел переговоры с многими сетевиками. "Копейка" оказалась предпочтительнее других, потому что, как заявили в ЮКОСе, у нее "богатый опыт ритейлового бизнеса". Иными словами, это очень динамичная сеть, три года назад начавшая с четырех магазинов, а сейчас имеющая более двух десятков. И это одна из немногих российских сетей (строго говоря, одна из двух, вторая - "Пятерочка"), у которой есть свой распределительный центр. А это серьезный плюс в глазах покупателя, поскольку для управления гигантской сетью автозаправочных комплексов нужна хорошо отлаженная логистика.
Собственно говоря, логистика должна стать вторым после модернизации бензоколонок направлением инвестиций в проект. Заправки ЮКОСа разбросаны по 17 регионам страны. До недавнего времени интересы компании были сосредоточены в Черноземье. После приобретения в прошлом году Ангарского НКХ в сферу ее интересов вошел Дальний Восток. Кроме того, ЮКОС намерен осваивать некоторые области Сибири и Северный Кавказ. Естественно, придется налаживать цепочки поставок, строить складские помещения и распределительные центры. Все это потребует немалых финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Копеечный интерес
Для "Копейки" альянс с ЮКОСом также означает новые перспективы развития бизнеса. Надо заметить, что до сих пор компания двигалась в общем русле с остальными московскими сетями. Этим руслом была территориальная экспансия. С начала прошлого года представители московской сетевой розницы соревновались друг с другом в том, в каком еще районе столицы появится их дискаунтер, супер- или гипермаркет. Они стремились распространить свое влияние на как можно более обширную территорию, прекрасно понимая, что тот, кто не успеет это сделать вовремя, не сделает этого уже никогда.
И действительно, к концу года обстановка накалилась до предела. Летом в Москву ворвались - иначе не скажешь - питерцы с сетью "Пятерочка", открыв за несколько месяцев в первопрестольной 15 магазинов. К слову сказать, к этому показателю "Копейка" шла два года. А последним аккордом в переделе территории оказалось поглощение в декабре сети супермаркетов "Магнолия" сетью БИН, увеличившее размер последней почти вдвое - до тринадцати магазинов. Таким образом, к четырем крупным игрокам ("Копейка", "Перекресток", "Рамстор", "Седьмой континент") добавилось еще два.
Очевидно, что дальнейшее следование элементарной линии экстенсивного роста повышает для ритейла риски развития. Так, по некоторым данным, практически все розничные сети закончили прошлый год с убытками. Увеличение числа магазинов требует от сетевиков постоянного инвестиционного напряжения. Хорошо, если за торговцами стоит финансовая группа, как "Альфа" за "Перекрестком" или БИН за одноименной сетью. Ведь привлекать ресурсы со стороны для российской торговли все еще не так просто из-за непрозрачности бизнеса. Исключением здесь стала пока только "Пятерочка", сумевшая заручиться поддержкой ЕБРР. В основном же приходится полагаться на внутренние резервы.
Для "Копейки" мобилизовать внутренние резервы, может быть, еще труднее, чем для остальных сетей. Компания позиционируется как сеть недорогих магазинов, почти дискаунтеров. От классических дискаунтеров ее отличает лишь то, что в ассортимент включены некоторые не характерные для данного формата продукты с ограниченным сроком хранения, такие как мясо, овощи, фрукты. Что же касается принципа минимизации наценки, то в магазинах "Копейки" его придерживаются строго. Понятно, что при таком подходе прибыль как ресурс для инвестиций также сведена к минимуму. Кроме того, бурный рост неизбежно ведет к тому, что отладка механизма управления отстает от темпов наращивания объемов бизнеса. Это в свою очередь замедляет процесс борьбы с издержками.
В 2001 году "Копейка" планировала вложить в рост 30 млн долларов, в то время как весь ее оборот в 2000 году составлял 60 млн. Косвенным признаком того, что с запланированной инвестиционной нагрузкой справляться было тяжело, стал тот факт, что компания фактически не развивала новый для себя формат - "Суперкопейку", более дорогой в исполнении, чем просто "Копейка". За прошлый год планировалось открыть пять таких супермаркетов, однако пока в наличии только один - в Ясенево.
Заметим, что именно "Суперкопейкой" компания попыталась обозначить новый этап в своем развитии. А именно - выйти из ниши дискаутунтера дворового масштаба в нишу недорогих супермаркетов. Под это дело увеличивалась торговая площадь магазина (с 800-1000 кв. м до 2500-3000) и расширялся ассортимент (с 1,5 тыс. позиций до 7 тыс.). Особые надежды в компании возлагали на включение в ассортимент непродовольственных товаров: планировалось довести их долю в структуре продаж с 20-30% в обычной "Копейке" до 50% в "Суперкопейке". Дело в том, что на группу товаров non-food, как правило, устанавливаются более высокие наценки, чем на продовольствие.
Видимо, расчеты руководителей "Копейки" не оправдались, и они нашли опору в виде крупной нефтяной компании. Возможно, теперь им удастся реализовать и собственные планы развития.
По нашим сведениям, менеджеры "Копейки" в будущем не намерены ограничиваться созданием магазинов при бензоколонках. Они рассчитывают развивать и свои собственные форматы. Не исключено, что на это будет направлена выручка от сделки с ЮКОСом, хотя, по мнению ряда наблюдателей, ее предполагаемая цена до боли напоминает заявленные в прошлом году цифры инвестиционной программы, и, следовательно, вырученные от продажи деньги могут уйти на оплату старых долгов.
Однако бесспорно, что союз с нефтянкой облегчит доступ к кредитным ресурсам под проекты "Копейки". Кроме того, марка сети раньше других появится в регионах, куда гранды московской торговли и даже иностранцы еще долго не дойдут. Представляете, приходит Metro во Владивосток, а там повсюду - "Копейка".