Как в Чечне

28 января 2002, 00:00

Во вторник 22 января в Иерусалиме на улице Яффо, недалеко от злополучной пиццерии "Сбарро" (взорванной арабским террористом-камикадзе осенью прошлого года), палестинский боевик открыл стрельбу по израильтянам, ожидавшим автобуса на остановке. Палестинец успел расстрелять магазин автоматической винтовки M-16 до того, как был застрелен подоспевшими полицейскими. В результате теракта 46 человек были ранены, двое из них от полученных ран скончались на следующий день в больнице. Еще четверо находятся в критическом состоянии. Ответственность за теракт взяли на себя террористические группировки "Хамас" и "Бригады мучеников Аль-Аксы" (незадолго до этого "Хамас" объявил о начале тотальной войны против Израиля).

Почти в точности повторен сценарий, опробованный за неделю до этого в Хадере, где жертвами стали шесть человек. Дело в том, что израильские спецслужбы имеют большой опыт по выявлению "живых бомб" и уничтожению взрывных устройств. В результате оказалось, что палестинцам легче пронести оружие и открыть стрельбу в людном месте, чем организовать взрыв. Другим новшеством, примененным палестинцами на прошлой неделе, стало использование радиоуправляемого снаряда против израильского танка в Рамалле. До сих пор палестинцы не решались применять такое оружие.

Изменения в военной тактике демонстрируют и израильтяне. Они провели спецоперацию в Тулькареме на Западном берегу реки Иордан и в Наблусе (израильское название - Шхем), где была взята штурмом штаб-квартира "Хамаса", уничтожен завод по производству взрывчатки и убит один из высокопоставленных командиров группировки. Операция в Тулькареме была проведена израильской армией и спецназом по образу и подобию "зачисток", проводимых российскими федеральными силами в Чечне. В течение суток Тулькарем был полностью блокирован, в город введены войска, объявлен комендантский час, проведены массовые аресты подозреваемых в терроризме против Израиля. В результате акции было задержано свыше 50 палестинских боевиков.

Помимо этого, израильтяне ужесточили режим блокады палестинского лидера Ясира Арафата в его резиденции в Рамалле. В городе были захвачены и уничтожены объекты палестинской администрации, которые могли бы служить прибежищем Арафату в случае его бегства. По всей видимости, Иерусалим стремится окончательно лишить Арафата легитимности и возможности контролировать ситуацию (в поддержку палестинского лидера неожиданно выступили оппозиционные "Хамас" и "Исламский джихад", и это укрепило уверенность израильтян, что именно Арафат координирует деятельность номинально независимых экстремистских организаций). Фактически глава палестинской администрации находится под домашним арестом. Таким образом израильтяне пытаются вынудить Арафата официально отказаться от власти. Взамен, по мнению экспертов, палестинскому лидеру будет предоставлена возможность эмигрировать.

В этой ситуации Арафату ничего не осталось, как искать поддержки извне. Однако находится все меньше желающих помогать режиму Арафата, запятнавшему себя террором. США и ЕС заявляют о том, что отрицательно относятся к силовым акциям Израиля и признают палестинскую администрацию, однако пока не предпринимают никаких шагов, чтобы реально помочь Арафату. Палестинский лидер лично позвонил президенту России Владимиру Путину, который лишь очередной раз напомнил Арафату о необходимости активизации борьбы с терроризмом. Судя по сообщению пресс-службы президента, Путин не осудил израильские силовые действия, на что надеялся Арафат.

Ситуация в зоне израильско-палестинского конфликта все больше напоминает ситуацию в Чечне. Арафату, судя по всему, уготована судьба палестинского Масхадова, который номинально является главой несуществующего де-факто государственного образования. Израилю же придется, по всей видимости, вести длительные боевые действия против формирований палестинских боевиков, вооруженных не только стрелковым оружием, но и переносными ЗРК.