"Жучки" для председателя

28 января 2002, 00:00

О 27 "жучках" в самолете "Боинг-767", который был приобретен в США для председателя КНР Цзян Цзэминя, сообщили сразу две газеты - Washington Post и британская Financial Times. Анонимные китайские источники продали им сенсацию так, чтобы публикации появились аккурат в годовщину инаугурации Джорджа Буша.

"Жучков" сотрудники китайской ФАПСИ обнаружили еще в сентябре, поймав с помощью приборов едва уловимое излучение, исходившее от корпуса президентского самолета во время его пробного полета в китайском небе. Подслушивающие устройства, настроенные на волну американского спутника-шпиона, были вмонтированы в самых разных местах - от ванной комнаты до изголовья кровати китайского лидера.

Как свидетельствуют источники, Цзян Цзэминь, узнав о "жучках", пришел в ярость. Тем не менее публичный скандал вокруг этого китайская сторона решила не поднимать - не только ввиду настроя на улучшение двусторонних отношений, но и с очевидной целью набрать дополнительные очки. Для чего и решено было в удобный момент прибегнуть к анонимным источникам.

Представители администрации США поначалу никак не комментировали случившийся конфуз. Лишь два дня спустя на него отреагировал госсекретарь Колин Пауэлл. В интервью телеканалу Fox News он сообщил, что "в беседах с китайскими лидерами об этом не упоминалось", и выразил уверенность, что ничто не помешает осуществлению намеченного на 21 февраля визита Буша в Пекин. Саму же новость Пауэлл не стал ни подтверждать, ни опровергать.

Интерьер президентского "Боинга" создавался в аэропорту города Сан-Антонио (штат Техас). Работы вели несколько американских фирм во главе с техасской Dee Howard Aircraft Maintenance. Самолет с осени 2000-го по август прошлого года стоял в ее закрытом ангаре, за ним приглядывали не только охранники фирмы, но и выписанные специально для этого из КНР китайские военные. Представители Dee Howard сразу же после скандальных публикаций выступили с официальным заявлением о том, что не получали никаких жалоб от Пекина. Очевидно, спецслужбы США все-таки сумели обмануть китайских охранников и "дооснастить" самолет.

В самом Китае вплотную занялись теми, кто "не досмотрел". Под следствием оказались два десятка офицеров спецслужб и ВВС и два чиновника из государственной компании по импорту и экспорту авиатехники.