Транзит

Культура
Москва, 28.01.2002
Ростовская электронная группа ППК заняла третье место в западном хит-параде. Однако это не дает надежд поп-музыке из России на признание за рубежом

Мечта завоевать западный рынок поп-музыки в России возникла, пожалуй, тогда, когда термины "поп-музыка" и "рынок" появились у нас в обиходе, а именно - во времена Горбачева. Тогда на гребне волны весть о "русском роке" вместе с модой на перестройку прокатилась по Европе и Америке. Пеной от этой волны за океаном осела лишь группа "Парк Горького", которая несколько лет развлекала своими электробалалайками и русским акцентом местных рокеров, пока окончательно всем не надоела и не вернулась домой. В девяностые годы стало ясно, что доморощенный, едва оперившийся русский шоу-бизнес на Западе никому не интересен и завоевывать место под солнцем ему там придется на общих основаниях, по общим для всех законам.

Музыкальная биржа

Западный рынок шоу-бизнеса складывался десятилетиями, и сегодня он чем-то напоминает биржу. Вес и популярность исполнителей меняются, как цена акций. Для оценки каждого из музыкальных проектов существуют рейтинги-чарты, которые зависят от таких объективных показателей, как объем продаж аудионосителей с записями и частота появления того или иного музыкального трека на радио и видеоклипа на телевидении.

Для того чтобы заявить о себе на "мировой музыкальной бирже", также существуют вполне сложившиеся схемы. На первый взгляд все просто: для начала музыкант должен заинтересовать продюсера (как говорят американцы, "суметь себя продать"). Затем при его поддержке сделать качественную запись одной-двух композиций, выпустить сингл на известной звукозаписывающей фирме, параллельно снять и запустить в ротацию видеоклип. После обкатки песни или композиции на телевидении и радио выпустить альбом и совершить концертный тур в поддержку этого альбома. Эти схемы работают как на Западе, так и в России. Тем не менее между ними лежит пропасть, ибо российский шоу-бизнес общему западному рынку неинтересен.

Ни для кого не секрет, что русская музыка не ротируется западными радио- и телекомпаниями, "мировые туры" наших звезд состоят из выступлений для зарубежных русских диаспор, а видеоролики о мировых турах, к примеру группы "На-На" и Филиппа Киркорова, это не что иное, как рекламный трюк, призванный уверить отечественного зрителя, что наши звезды "там" ничуть не менее успешны, чем западные. Но до недавнего времени никто из российских артистов не смог подняться и на первую ступень лестницы западного шоу-бизнеса, а именно - заинтересовать своим творчеством влиятельных западных продюсеров.

И дело вовсе не в том, что мы не способны произвести сколько-нибудь интересный продукт. Креативных проектов в России не так мало - какие-нибудь "Вопли Видоплясова" или "Текила-джаzz" потенциально весьма сильны. Однако языком шоу-бизнеса является английский, причем единственным языком. И англоязычный слушатель (а по-английски говорит большая часть цивилизованного мира) не приемлет и не собирается потреблять музыкальные сочинения на языке незнакомом. И в этом смысле мы на равных с французами, испанцами, шведами, итальянцами, японцами. Песни всех этих народов для шоу-бизнеса н

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (311) 28 января 2002
    Закрытие тв-6
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама