Он или она

Дмитрий Гришанков
11 февраля 2002, 00:00

Конъюнктурный спад в сочетании с новой волной коррупции - адская смесь для экономики

Конъюнктурный спад в России можно уже считать делом свершившимся. Самое время властям предъявить стране набор антикризисных мер. Или хотя бы порассуждать на эту тему. Но, видимо, или меры пока еще не проработаны, или есть дела поважнее - например, приобщение населения к спорту. А еще нынче популярна идея повсеместного наведения порядка. Чем не мера? И занялись этим загодя. Налоги унифицировали (теперь не забалуешь), дополнительные контрольные органы создали, имеющиеся - активизировали и т. д. и т. п. Прокуратура, судя по нарастающему валу криминальных публикаций, уже перешла на круглосуточный режим работы. Диктатура закона, одним словом. Только вот облегчения как-то не чувствуется. Скорее наоборот. Ужесточение контроля обернулось тем, чем и должно было обернуться, - резким ростом коррупции.

С тем, что чиновники берут, в общем-то, никто никогда и не спорил. Более того, немало берут. Свидетельство тому, например, глянцевый "Профиль". Едва ли не в каждом номере счастливая вторая половина какого-нибудь кадрового госслужащего с зарплатой долларов триста с гордостью позирует в многомиллионных апартаментах. Порой рядом с мужем в мундире от Армани.

Даже рецепт от коррупции вроде бы придумали - нужно просто платить чиновникам достойную зарплату. Возразить трудно, наверняка нужно. Но проблема не в этом. Вспомните нашу совсем еще недавнюю действительность. Сколько боролись с взятками в торговле, буквально до расстрелов дело доходило. И никакого толку. А теперь эти жуликоватые продавцы в лучшем случае могут рассчитывать на скромные чаевые.

А вот на госслужбе почва для взяток не просто сохранилась, но и старательно удобряется. Сколько ни писал наш журнал о взяткоемкости законов и нормативных актов, результатов пока нет. Скорее наоборот, чиновники в процессе нормотворчества используют наши статьи в качестве учебного пособия.

Вот, например, снизили налог на прибыль, ввели в действие новый КЗоТ. Не буду обсуждать качество этих новаций, об этом уже написано достаточно. Однако практику их применения не прописали до сих пор. И вот очумевшие бухгалтеры осаждают налоговые инспекции с вопросами, на которые нет ответов. А там им не в состоянии даже указать новые банковские реквизиты для уплаты налогов. А это означает, что миллионы нарушений в бухучете и уплате налогов уже обеспечены. Есть нарушение - есть повод для разговора по душам. Кому-то он обойдется в букет цветов, а кому-то во вполне осязаемую сумму. Или регистрация компаний. Помнится, еще года два назад грозились ввести практику единого окна. На деле же знакомый юрист на днях жаловался, что если раньше он без труда укладывался в две недели, то теперь не всегда успевает зарегистрировать компанию за месяц. Да и стоить эта услуга стала на треть дороже.

Ага, значит, надо к каждому чиновнику приставить, как говорится, представителя соответствующих органов. Но не тут-то было. Например, предприниматели и мы вместе с ними долго боролись за упрощение облигационных заимствований. Мол, и процедура сложная, не до конца регламентированная, и налог 0,8% на эмиссию вроде великоват, в других странах его вовсе нет. А Россия тем временем задыхается без инвестиций. Пожалуйста, нам пошли навстречу. ФКЦБ, в частности, определила порядок подготовки проспекта эмиссии. Да так изощренно, что ни один из инвестконсультантов теперь не гарантирует, что справится с подготовкой этого немудреного в общем-то документа. Точнее, нет, появились уже такие специалисты. И запрашивают они около 10% от выпуска (о пресловутых 0,8% теперь и говорить как-то неприлично). И трудно отделаться от ощущения, что они консультируются уже непосредственно у носителей сокровенного знания - разработчиков нормативного акта. Впрочем, их пока никто не уличил и вряд ли уличит. Они неприступны, они с трибуны клеймят неэтичное поведение в бизнесе.

Так, может быть, нам нужно думать не столько о кодексе корпоративного управления, сколько о кодексе поведения госслужащих? Видимо, эта мысль уже носится в воздухе. По крайней мере, депутаты Госдумы уже внесли на рассмотрение именно такой документ. Изумительный образец творчества начинающего чиновника. Прежде всего субъект регулирования (читай: чиновник) там трогательно именуется "он или она". Невольно вспомнилась обложка школьного дневника "ученика(цы)". Если по существу, то документ обозначает проблемные ситуации (почему-то авторы полагают, что в основном чиновники берут взятки через подарки, раздачу госзаказов родне и патронаж компаний, в которые они намерены уйти после отставки) и указывает действия, которые обязан в этих ситуациях предпринять чиновник. Как правило, он должен сознаться и доложиться вышестоящему начальнику. Типичный пример - статья 21 (проверка честности): принимая на работу чиновника, нужно проверять его честность, но не нарушая при этом закона. "Если после такой проверки неясно, как надо действовать, он или она должны обратиться за соответствующей консультацией". Конец статьи. Ну просто слеза прошибает. Не могу это воспринимать иначе, как "не забудь поделиться с начальником".

Уж лучше бы ввели практику перед голосованием закона в Думе проводить экспертизу на взяткоемкость. Думаю, проблем с поиском бесплатных экспертов экстра-класса не возникнет.