Пивная двухходовка

Русский бизнес
Москва, 11.02.2002
«Эксперт» №6 (313)
Heineken купил Bravo не для себя

Заключена крупнейшая сделка за всю историю отечественной пивной индустрии. 4 февраля третий по величине производитель пива в мире - голландский концерн Heineken - объявил о покупке санкт-петербургского пивзавода Bravo International. В соответствии с договором Heineken заплатит за предприятие 400 млн долларов. До сих пор ни одна западная компания не платила таких огромных денег за российский пивзавод.

Неповоротливый Heineken

Во всем мире Heineken называют одним из самых богатых и неповоротливых пивных концернов. По словам вице-президента пивоваренной компании "Балтика" (входит в холдинг BBH) Адама Тлехурая, в собственных отчетах, рассылаемых акционерам, Heineken постоянно ругает свой департамент стратегического развития за плохую работу. Причина проста: департамент "уделяет недостаточно внимания процессам концентрации в мировом пивном бизнесе и не предпринимает эффективных адекватных шагов, мало покупает пивзаводов". Это действительно так. Например, в августе 2000 года бельгийский пивной гигант Interbrew увел из-под носа у Heineken британскую пивную компанию Bass Brewers. Переговоры о покупке Bass Brewers начали вести голландцы, но неожиданно появились энергичные бельгийцы, предложившие существенно больше - 2,3 млрд фунтов стерлингов. Пока руководство Heineken размышляло, стоит ли "перебивать" предложение Interbrew, сделка уже была заключена. В результате, если еще в 2000 году Heineken занимал в мировой табели о рангах вторую строчку, то уже в начале 2001 года все та же Interbrew оттеснила его на третье место. Не лучше обстоят дела у Heineken и на родине: несколько лет назад его отодвинула с первого места динамично развивающаяся компания Bavaria. Пытаясь поправить свое положение, Heineken начал поступать опрометчиво. Сейчас голландский концерн намеревается купить австралийскую пивную компанию Foster`s Brewing Group за баснословную для пивного рынка сумму - 7,9 млрд долларов. Как считают западные аналитики, явно завышенная цена предложена потому, что интерес к Foster`s проявили алкогольный гигант Allied Domecq Plc и первая в мире компания по производству пива - Anheuser Bush.

По словам аналитика по пивному бизнесу банка UFG Алексея Кривошапко, неповоротливость голландцев уже давно оборачивается для них излишними затратами: "Heineken всегда приходит на развивающиеся пивные рынки самым последним из мировых гигантов и всегда платит за пивзаводы больше, чем другие игроки: так было в Испании, Польше, других странах Восточной Европы". Не стала исключением и Россия.

Впервые Heineken заинтересовался организацией собственного производства в России в 1999 году. К этому времени почти все крупнейшие пивные гранды - Interbrew, SAB, BBH и Efes - уже прочно обосновались в нашей стране. Эти компании, а также комбинат "Очаково" за годы реформ вложили в российское пивоварение около 2 млрд долларов. Инвестиции, по словам одного из руководителей ЕБРР Ханса-Кристиана Якобсена, сотворили чудеса: "Россия была огромным незаполненным рынком, а местные пивзаводы - отсталым

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (313) 11 февраля 2002
    Олимпиада
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама