Игры с нулями

Тема недели
Москва, 11.02.2002
«Эксперт» №6 (313)
Олимпийское движение тонет в собственных финансовых потоках

Стартовавшие 8 февраля XIX зимние Олимпийские игры в американском Солт-Лейк-Сити станут первым серьезным испытанием для нового президента Международного олимпийского комитета Жака Рогга. Олимпийское движение явно процветает, а бельгиец не скрывает своей тревоги. Незадолго до открытия Игр в интервью Sydney Morning Herald Жак Рогг заявил: "Масштаб Игр угрожает их качеству. Мы рискуем стать жертвой своего успеха".

Успех действительно налицо. Финансовое здоровье олимпийского движения крепко как никогда. Доходы МОК растут на десятки процентов каждый олимпийский цикл. Ведущие корпорации выстраиваются в очередь, мечтая стать спонсорами Олимпийских игр. Телевизионщики предлагают многомиллиардные контракты на годы вперед. Нет отбоя и от стран, желающих принять у себя очередную Олимпиаду.

Однако за финансовым благополучием скрываются серьезные проблемы, требующие безотлагательного решения. Гигантские доходы МОК наносят ущерб олимпийскому движению и вредят имиджу самих Игр. Первоначально коммерциализация обосновывалась благим мотивом - это даст "деньги для спорта". Сейчас его явно уже сменил другой мотив - "деньги от спорта". Олимпийские баталии превращаются в битвы гладиаторов за немалые призовые деньги и еще более внушительные рекламные контракты. А спортивные результаты во многом стали определяться качеством допинг-препаратов. Что бьет по популярности Игр: болельщиков всегда привлекали состязания людей, а не битвы фармацевтических компаний и биороботов.

По мере того как коммерциализация Олимпиад становится все более очевидной, растет и озабоченность МОК - судьбой олимпийского движения в целом и его доходностью. Экс-президент МОК Хуан Антонио Самаранч не раз публично признавал, что он войну за "чистоту" в спорте безнадежно проиграл. Его преемник, бывший яхтсмен Жак Рогг, сразу после избрания на пост дал всем понять, что осознает серьезность назревших проблем. Программными целями МОК он объявил отказ от политики "чрезмерной коммерциализации" и "беспощадную борьбу с допингом".

Большие деньги - большие проблемы

Ограничить коммерциализацию Игр г-ну Роггу будет совсем не просто. За каких-то пятнадцать лет Олимпиады превратились в гигантскую бизнес-машину. Только продажа телевизионных прав на трансляцию зимних и летних Игр с 1984-го по 2008 год принесла МОК более 10 млрд долларов. Доходы от программы Top Olympic Partners (TOP), в рамках которой компании-спонсоры получают эксклюзивное право ассоциировать свои брэнды с Олимпиадой, с 1985-го по 2004 год составят порядка 1,77 млрд долларов.

Впрочем, трудности решения задачи обусловлены даже не столько масштабом олимпийского бизнеса, сколько темпами его роста. Количество комплектов разыгрываемых медалей увеличится на Играх-2002 до 78, четыре года назад их было 68. Во многом это сделано в интересах телекомпаний - их аудитория существенно расширится. Как ожидается, среднее количество часов трансляций с Олимпийских игр на одну вещательную компанию вырастет по сравнению с Играми в Нагано в полтора раза - с 600 до 900 ч

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (313) 11 февраля 2002
    Олимпиада
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама