Цена независимости

Повестка дня
Москва, 11.02.2002
«Эксперт» №6 (313)

Компания "Илим Палп", крупнейший российский производитель бумаги и целлюлозы, для защиты и расширения своего бизнеса вынуждена заплатить 250 млн долларов. Большая часть этой суммы (200 млн долларов) была потрачена на выкуп контрольного пакета акций Усть-Илимского ЛПК у "Сибирского алюминия". В результате "Илим Палп" получил одно из крупнейших предприятий в Восточной Сибири, тем самым сконцентрировав в своих руках свыше 40% производства российской целлюлозы (в состав "Илим Палп" входят также Братский ЛПК и Котласский ЦБК).

Эта сделка досталась питерцам немалой кровью. Помимо круглой суммы, выложенной за комбинат, "Илим Палп" из-за угрозы банкротства подконтрольного ему Братского ЛПК (см. "Эксперт" N3) вынужден был вернуть около 25 млн долларов долга перед "Иркутскэнерго". Но и это еще не все.

Как оказалось, "Сибирский алюминий" непосредственно перед продажей акций Усть-Илимского ЛПК вывел с завода фактически все свободные средства, приобретя по завышенным ценам акции компании "Хакасуголь". Кроме того, "Сибал" по сниженным ценам продал дружественным структурам девять легковых иномарок, принадлежащих комбинату, а затем еще и около 800 единиц лесозаготовительной техники. Об этом, в частности, заявили в открытом письме депутаты городской думы Усть-Илимска. По сообщениям пресс-службы "Илим Палп", из-за этих и других подобных действий менеджеров "Сибала" компания потеряла еще 26,5 млн долларов.

Одна из крупнейших сделок в истории российского бизнеса поставила Захара Смушкина, главного собственника "Илим Палп", в непростое положение. Поскольку выкуп акций Усть-Илимского ЛПК у "Сибирского алюминия" проходил в пожарном режиме, г-ну Смушкину пришлось привлекать 200 млн долларов на рынке. Так что теперь перед компанией стоит новая проблема - возвращения заемных средств.

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (313) 11 февраля 2002
    Олимпиада
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама