Все последние недели публике демонстрируют любопытнейший феномен, а она упорно не хочет его замечать. Оно и не мудрено: уж больно привыкли мы к мысли, что ничего подобного у нас уже нет и появиться не может. Ничего, скоро заметит. Это как на загадочной картинке: сначала непонятно, где же это в ветвях притаился охотник, а потом вдруг видишь этого охотника - и уже непонятно, как это ты его раньше мог не видеть.
В середине января президент Путин заговорил о беспризорных. Нет, он говорил о них и раньше и поручения давал правительству, но именно 15 января стало сигналом: не было, кажется, ни одного политика, который бы за следующие дни не сделал на эту тему заявления с пылом неофита. Выглядело это, при всей трагичности темы, смешновато: будто все они долго спали и, по команде проснувшись, понесли дежурные словеса.
В конце января президент Путин заговорил о здоровом образе жизни. Нет, он говорил о нем и раньше, но 29 и 30 января он обсуждал проблемы здоровья и спорта с Госсоветом - и началось. Тема, не столь мрачная, как беспризорщина, породила уже фонтан словоблудия, порой и непристойного. Так, самарский губернатор, недавний кандидат в президенты, мило улыбаясь, говорил в телекамеру, что, мол, оздоровить нацию очень просто: срезать дотации на лекарства - и все будут здоровенькие.
Четвертого февраля "Единство" с присными обнародовало откованный в партийных недрах законопроект о кардинальнейшей реформе избирательной системы. Не вдаваясь в детали, скажу, что, если его принять, в России никогда более не появится ни одного законно избранного представителя власти, за исключением глав нескольких регионов, где еще не утратили советского искусства организовывать всенародное одобрение.
Шестого февраля член "Единства" А. В. Чуев обнародовал личную, кажется, инициативу о радикальной перемене в отношениях государства с религией. Его законопроект предлагает - с целью наилучшего решения "государственно-религиозных задач" - давать особые льготы "традиционным вероисповеданиям" (говоря о традиционных конфессиях, Чуев отдельно называет православие и отдельно христианство).
Так вот, по-моему, никто не обратил внимания, что все эти четыре события - одной природы, что это брызги из одного источника. То есть про беспризорных и про спорт только ленивый не сказал, что они - два примера бестолковой кампанейщины, но глубже аналитическая мысль, кажется, не пошла. Между тем глубже есть по меньшей мере два слоя.
Первый таков. Единственно-отечественная партийная машина уже свинчена, смазана, заправлена - и настоятельно требует загрузки. Мощность ее, по-видимому, довольно велика, а загружать нечем. Нет ни одной внятно поставленной задачи национального масштаба, которой она могла бы заняться. И вот, когда начальство подбрасывает в ее жерло псевдозадачи, а она пытается показать на них свою мощь, получается смешно; когда она, не получая от начальства даже пустых орехов, пытается сама найти в окружающей ее жизни точку приложения сил, получается еще смешнее.
Тут необходимо оговориться. Беспризорщина - проблема страшная и совершенно реальная; здоровье нации вправду в скверном состоянии, и это тоже - реальная проблема. Но ведь совершенно очевидно, что обе эти проблемы суть производные - прежде всего от чрезвычайно низкого душевого дохода. Нельзя, не соскальзывая в скверные анекдоты, вроде цитированных мною слов К. А. Титова, всей мощью обрушиваться на следствия, игнорируя их очевидные причины. Равным образом многое вопиет в электоральной сфере - и с выборами губернаторов, и с выборами представительных властей что-то нужно делать. Предложения же партийцев по этой части не лезут ни в какие ворота ровно потому, что являются попыткой решить вопрос даже не в рамках самого вопроса, а в рамках слов, с помощью которых он сформулирован. Лечение поноса забиванием пробки.
(И уж совсем в скобках: реальные проблемы можно рассмотреть и за лихими предложениями благочестивого депутата Чуева, но ведь не так же они решаются - если решаются...)
Все это не так весело, как могло бы показаться. Да, пока эта машина щелкает пустые орехи, пользы от нее, конечно, никакой, но и вреда особого не видно. Одна беда: никто не может гарантировать, что она, поклацав шестеренками впустую, не возьмется с голодухи за какое-нибудь всерьез опасное занятие. Вред может получиться вполне ощутимый. Поэтому хорошо бы загрузить ее каким-нибудь настоящим делом - и чем скорее, тем лучше.
Однако это тоже ведь проблема производная, а не базовая. Что такое, в конце концов, партийная машина? Сегодня свинтили - завтра (в принципе) можно разобрать и свинтить другую. Гораздо интереснее следующий слой наблюдаемого феномена, о котором пока можно говорить только гадательно.
Авторы "Эксперта" уже не раз и не два с завистью поминали фразу, некогда без устали повторявшуюся Людвигом Эрхардом: "Все думают о себе и никто - об общем деле", - фразу, в конце концов услышанную Германией и породившую "немецкое чудо". Так вот, не может ли быть, что незагруженная партмашина есть лишь уменьшенное и карикатурное отражение гораздо большей незаполненной пустоты? Не может ли быть, что это все общество - во всяком случае, его активная часть - уже готово, уже хочет слушать и услышать слова об общем деле? По-моему, очень похоже, что дело обстоит именно так.
А тогда проблема внятного формулирования общенациональных задач оказывается совершенно безотлагательной. Слов о национальном возрождении - мало; нужна конкретика, да к тому же конкретика точно угаданная. Если не свежесвинченный политический агрегат, а нация в стремлении обрести общее дело займется чем-нибудь не тем - плохо нам придется.