Бесценный "Коралл"

18 февраля 2002, 00:00

Корпорация "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) консолидировала контрольный пакет единственного на всем постсоветском пространстве проектировщика и разработчика морских нефтяных платформ - украинского КБ "Коралл". Акции были скуплены у сотрудников конструкторского бюро примерно за 2,5 млн долларов.

Потенциальная ценность этого приобретения для холдинга ОМЗ и его собственника Кахи Бендукидзе чрезвычайно велика. Ведь новые углеводородные месторождения России будут разрабатываться в основном на морском шельфе. Наличие собственного российского проектировщика морского оборудования окажется для ОМЗ как нельзя кстати для удовлетворения будущего спроса на морские буровые платформы. Сегодня на долю ОМЗ приходится более 70% российского производства бурового оборудования. В рамках ОМЗ уже имеются мощности ("Нижегородский теплоход"), способные строить собственно платформы, а недавно в сферу влияния компании попало и нижегородское ЦКБ "Лазурит", занимающееся проектированием оборудования и комплексов по подводной добыче нефти и газа. Теперь корпорация может претендовать на доминирующую роль в сегменте морских буровых платформ.

Покупка "Коралла" оказалась для российских конкурентов компании Бендукидзе почти что смертельной. "Севмашпредприятие" и Выборгский судостроительный завод рассчитывали, что проектные работы по будущим заказам на платформы будут выполнять украинцы, но теперь ведение совместных проектов окажется под вопросом. На генподряд по строительству платформ, впрочем, могут претендовать еще и иностранцы, для бизнеса которых на российском рынке ограничений нет. Конкурировать с ними ОМЗ сможет лишь по соотношению цена-качество.

В ближайшее время платформы потребуются для проектов "Роснефти" на Сахалине, для месторождения Кравцовское на шельфе Баренцева моря, для освоения "Газпромом" месторождения Приразломное. Стоимость одной платформы составляет 200-300 млн долларов.