Когда министр обороны Афганистана Мохаммад Фахим в прошлую среду поднимал над зданием посольства Афганистана в Москве государственный флаг своей страны, он замкнул некий исторический круг. Новый флаг на самом деле старый, тот самый, который был государственным символом Афганистана при короле Захир-шахе. После Захир-шаха был свергнувший его Дауд, потом просоветские режимы, далее моджахеды, талибы, вновь моджахеды, но уже дружественные Москве, а затем и Вашингтону.
Афганский министр, он же первый заместитель главы кабульского временного правительства, был принят Владимиром Путиным, который пообещал оказать Кабулу "посильную поддержку" в восстановлении экономики и решении гуманитарных и социальных проблем. Не очень афишировался сторонами другой важный пункт: Россия хотела бы продавать оружие афганскому правительству за деньги, которые оно будет получать от зарубежных спонсоров. Альтернативы такому варианту вроде бы нет, поскольку все оружие, с которым афганцы воевали в последние десятилетия, советского производства. Переход на западные системы с любой точки зрения нереален.
Однако Фахим заявил в Москве, что оружия в стране пока достаточно, и все, что нужно в обозримом будущем, это запчасти к нему и содействие в ремонте техники. Кстати, емкость афганского рынка вооружений, судя по всему, весьма ограничена. За весь прошлый год Россия поставила Северному альянсу оружия всего лишь на 34 млн долларов - это составляет менее одного процента от общего экспорта российских вооружений.
"Вопрос рассматривается шире, - сказал 'Эксперту' действительный член Российской академии военных наук Владимир Петровский. - Строительство новой афганской армии - это часть общих усилий международного сообщества по воссозданию афганского государства. И это не только поставки оружия и запчастей к нему. Это еще и обучение персонала, и выстраивание отношений сотрудничества с вооруженными силами соседних государств в контексте борьбы против сил терроризма. В том числе, возможно, и в рамках Шанхайской организации сотрудничества".
Хотя российский министр обороны Сергей Иванов говорил о том, что о поставках военной техники, в том числе боевых самолетов, речь в ходе визита афганского министра не шла (разве что о транспортной авиации и учебных самолетах), Фахим тем не менее познакомился с современными образцами российских "МиГов". Из чего следует: рано или поздно двустороннее ВТС выйдет на новые уровни.
Судя по всему, Москва будет координировать шаги в этой области с западными союзниками. Наблюдатели обратили внимание на заявление Сергея Иванова накануне переговоров с Фахимом. Он назвал "в целом позитивным" размещение американских войск в Центральной Азии, сказав, что это необходимо для конечного успеха антитеррористической операции. Правда, при этом Сергей Иванов высказался за то, чтобы войска США и их союзников не задерживались в регионе после завершения миссии, и, конечно, против того, чтобы операция переносилась на другие страны.
По мнению ряда экспертов, опасения насчет длительного американского военного присутствия в Центральной Азии не обоснованы. Нынешняя военная доктрина Пентагона в части, касающейся заморских военных баз, формулируется так: "Places, nоt bases". Что означает ставку на мобильное развертывание ударных военных группировок там, где появляется необходимость. Стационарное военное присутствие в том или ином регионе будет сводиться прежде всего к созданию пунктов логистики, снабжения топливом ВМС и ВВС и т. д. Что, кстати, и дешевле.
В начале марта состоится визит в Москву премьер-министра Афганистана Хамида Карзая. Сторонам предстоит договариваться о том, как и на какие деньги будет осуществляться "посильное участие" российской стороны в экономическом возрождении Афганистана. Ведь ключевые предприятия и объекты инфраструктуры здесь также построены нашей страной. И мы готовы содействовать их восстановлению, но - опять же - только за деньги. Еще один вариант застолбить российские интересы в Афганистане - это поучаствовать в отложенном из-за войн проекте строительства газопровода из Туркмении через афганскую территорию к Индийскому океану. Как показал недавний визит в Москву Туркменбаши, у Москвы здесь имеются надежные рычаги.