Штиль над Данией

Павел Строев
25 февраля 2002, 00:00

Новое датское правительство под давлением традиционных энергокомпаний отказывается от развития альтернативной энергетики

В Дании произошла настоящая "энергетическая контрреволюция". Новое либерально-консервативное правительство в конце января представило проект бюджета на 2002-й и последующие годы, из которого следует, что все программы исследований, финансовая поддержка, комитеты и правительственные агентства, которые в течение двадцати лет способствовали развитию датской возобновляемой энергетики, будут немедленно отменены или распущены. Останавливаются все национальные программы по солнечной энергетике, биогазу, биомассе, водородной энергетике, фотоэлектричеству, энергии волн и так далее. По мнению членов нынешнего правительства, "знаний для развития возобновляемой энергетики теперь достаточно". Отменены будут и крупномасштабные планы развития офшорной ветроэнергетики, за счет реализации которых предполагалось покрывать львиную долю потребности страны в электроэнергии.

Долгие годы Дания была лидером в этой области, однако теперь возобновляемая энергетика неожиданно вышла из моды.

Неприятный сюрприз

За двадцать лет неустанного развития альтернативной энергетики Дания смогла добиться многого. Она имеет самый высокий в мире показатель мощности ветротурбин на душу населения и на квадратный километр. Дания - третья страна по установленной мощности ветротурбин в мире. Она имеет самую низкую энергоемкость ВВП. Экспорт в области энергетики (например, ветротурбин) является одним из важнейших для Дании. Датское энергетическое агентство в ежегодном отчете "Экспорт датского энергетического сектора" за 2000 год отмечает, что за период с 1998-го по 2000 год экспорт товаров и услуг в традиционной энергетике значительно снизился, тогда как экспорт ветротурбин за тот же период вырос в три раза, что составляет более 60% от общей суммы экспорта датского энергосектора. При этом доходы от экспорта энергетического сектора в Дании напрямую дают работу 18 тысячам человек, большинство из которых работает в области возобновляемой энергетики.

Бурный рост альтернативной энергетики привел к тому, что в Дании по сути развился целый сектор мелких независимых энергопроизводителей, использующих ветроэнергетику, установки на биогазе, малые установки совместной генерации тепла и электричества. Большинство установок, использующих возобновляемые источники энергии (ВИЭ), принадлежит фермерам и кооперативам, а не большим или малым энергогенерирующим компаниям. Так произошло потому, что развитие этого направления энергетики было инициировано в Дании снизу. Правительству же приходилось поддерживать то, что поддерживает большинство (начиная с кризисных 70-х годов в стране были очень сильны настроения в пользу использования возобновляемой энергетики и полного отказа от строительства АЭС). Власти организовали финансовую поддержку демонстрационных и научно-исследовательских центров в этой области за счет грантов и прямых субсидий.

Была создана специальная финансовая схема оплаты электроэнергии, произведенной на таких установках. Она заключалась в том, что оператор сети был обязан подключать ВИЭ-установки и оплачивать полученную электроэнергию по законодательно установленным минимальным тарифам. Фактически гарантированный сбыт стимулировал вложения в развитие альтернативной энергетики.

Дания стала примером для всего мира в области децентрализации энергоснабжения, развития возобновляемой энергетики и повышения эффективности использования энергии. В последние годы по датскому пути пошли Германия и Испания; в прошлом году к ним решила присоединиться даже Франция с ее высокоразвитой атомной энергетикой. И именно в этот момент новое датское правительство вдруг решило: стоп!

Экономическая целесообразность

Сворачивание программ развития альтернативной энергетики, совершенно очевидно, не было связано с необходимостью урезать бюджетные расходы - бюджет Дании профицитен. Сэкономленные средства составляют всего лишь около 20 млн евро, которые правительство намерено потратить на финансирование больниц и на помощь пенсионерам, - для датского бюджета, доходы которого составляют примерно 53 млрд долларов (60 млрд евро), это капля в море. Основная причина - давление компаний старого, основанного на использовании ископаемых источников, энергосектора, который за годы развития ВИЭ только в Западной Дании потерял более 50% рынка.

Тот факт, что нынешнее датское правительство прислушалось к пожеланиям старого энергосектора, конечно же, связан с идеологическими предпочтениями пришедшей к власти либерально-консервативной коалиции, которая по своим взглядам на будущее энергетики и проблемы экологии ближе к американским республиканцам, чем к демократам или "красно-зеленым" в соседней Германии. Однако дело не только в этом. Либерализация энергетического рынка в Евросоюзе привела к тому, что за последние пару лет тарифы на электроэнергию резко упали. В той же Германии снижение тарифов только в первый год с момента либерализации составило 20-70% для разных категорий потребителей, и они продолжают снижаться. Новое датское правительство не смогло устоять перед обещаниями представителей традиционного энергосектора поставлять электроэнергию по существенно более низким ценам, чем сейчас.

Другой фактор, который заставил датчан принять такое решение, состоит в том, что либерализация европейского энергорынка приводит к укрупнению работающих на нем компаний за счет поглощения крупнейшими энергокорпорациями средних и малых специализированных компаний. В этих условиях позиции датских энергетиков, которые вынуждены бороться на два фронта - против европейских гигантов вроде немецкой RWE и "альтернативщиков" в самой Дании, - оказываются особенно уязвимыми.

В принципе тенденция к сокращению расходов на возобновляемую энергетику наметилась раньше, но новое правительство решило не тянуть. Экономическая целесообразность одержала верх над экологией.

Побочный ущерб

Очевидно, что решение правительства будет серьезным испытанием для многих датских инновационных институтов, компаний, изобретателей, инвесторов, организаций и журналов, внедряющих и продвигающих проекты в области возобновляемой энергетики (за последние годы вокруг этого направления в стране сформировался целый сектор экономики). Уже сейчас слышны призывы бойкотировать покупку датских ветротурбин. Удар будет тем более тяжелым, что проект государственного бюджета на 2002 год предполагает серьезное уменьшение расходов на международные экологические программы (за их счет предполагается значительно увеличить финансирование участия датских военнослужащих в миротворческих операциях). Предыдущее правительство Дании активно шло на оказание помощи государствам Восточной Европы, прежде всего странам Балтии и прибалтийским регионам России. В настоящее время в таких программах участвует около ста различных датских фирм и предприятий. Если в проекте бюджета предыдущего правительства на подобные расходы было заложено 90 млн евро, то нынешний кабинет сокращает их вдвое, что грозит датским фирмам, экспортировавшим различное оборудование для экологических программ, большими потерями.

Однако решения нового правительства в области альтернативной энергетики почти наверняка выйдут за границы Дании. Поскольку датчане всегда были лидерами в этой области, пересмотр политики ударит по позициям сторонников развития ВИЭ по всей Европе. Особые опасения специалисты по альтернативной энергетике высказывают в связи с тем, что 1 июля этого года начинается срок председательствования Дании в Евросоюзе и вторая половина года пройдет под знаком отказа Европы от возобновляемых источников энергии.

Ситуацию в Дании комментирует директор Фолькецентра (ведущий датский центр в сфере альтернативной энергетики), президент Всемирной ассоциации по ветроэнергетике, вице-президент Eurosolar Прэбэн Маегард

- Решение правительства Дании о сворачивании программ развития альтернативной энергетики как-то связано с позицией крупных датских энергокомпаний?

- Альтернативная энергетика - это децентрализованная энергетика. В Дании она занимает значительную долю рынка: в большинстве регионов страны на нее приходится более пятидесяти процентов. Это, конечно, не вызывало удовольствия больших централизованных компаний. Такое решение можно было предсказать много лет назад, поскольку компактные технологии не вписываются в систему крупных компаний. Более того, существование мелких производителей не выгодно крупным игрокам (таким, например, как E2 и Elsam). Мелкие компании поставляют ток в национальную энергосеть, где ее должны покупать крупные компании. Очевидно, что крупным компаниям действия датского правительства выгодны, хотя прямо они не говорили о своей поддержке этого решения.

Однако известно, что крупные компании и ранее предпринимали шаги в этом направлении. В Германии, например, в конституционном суде в Карлсруэ, а затем в Европейском суде в Люксембурге немецкие компании предприняли попытку изменить законодательство об энергорынке (в том числе обязывающее покупать энергию у мелких производителей). Но они везде проиграли. Так что им оставалось только политическое решение через органы исполнительной власти, свидетелями которого мы и стали в Дании.

- А связано ли решение правительства Дании с либерализацией энергорынка ЕС?

- Либерализация рынка часто приводит к концентрации. Так было в США в секторе связи и энергетики. Теперь это происходит в Европе. Процесс централизации идет и в Дании. После изменения условий работы "альтернативных" компаний крупные компании будут более плотно контролировать энергорынок Дании.

Записал Петр Кирьян