Рыцарь бедный

4 марта 2002, 00:00

В московской галерее "Улица ОГИ" группа московских художников, объединенных нейтральным, но загадочным названием "Ателье 12", устроила свою первую выставку. На беленых стенах развесили графические работы на тему Апокалипсиса. Автор - Александр Смирнов.

Своим возникновением "Ателье 12" обязано именно этому художнику. Увлеченный сегодня немодной религиозной тематикой, он в свое время отдал дань не только концептуализму, но даже и хулиганству от искусства. Чего только стоят, например, осуществленные им в конце семидесятых совместно с театральной студией "Микро-Мегас" "похороны бюста В. И. Ленина возле поселка Переделкино при участии канадских плакальщиц-духоборок". Но теперь с шутками, очевидно, покончено. Проект "Апокалипсис" призван отметить точную позицию, которую автор этих работ занимает в долгом и утомительном споре между "традиционным" и "современным" искусством. Симпатии Смирнова, скажем сразу, на стороне традиции. Он не запирается в башне из слоновой кости, чтобы оплакивать безвременно почившее классическое искусство, а просто занимается традиционной живописью. Он глядит на современность, как его "всадник Апокалипсиса", подняв забрало. Считая, что она - современность - только выигрывает от того, что является звеном в цепи, связывающей фрески Помпеи, новаторскую живопись художников начала XX века и полотна еще не родившихся художников.

Выигрывает ли современность от того, что в ней живут и творят художник Смирнов и другие члены группы "Ателье 12"? Скорее, да. Потому что чувство, к которому апеллирует Смирнов (а он в отличие от многих своих соратников по цеху апеллирует к чувству, а не к разуму), - это чувство прекрасного. То самое, которое, находясь в забвении в течение последних десятилетий, когда бал правили изображения консервной тары и расчлененный Микки-Маус, сегодня находится на грани умирания. А при наличии таких чистых сердцем мастеров, как Смирнов, и его зрителей (судя по толкучке на вернисаже, их совсем не мало) оно хоть немного, но еще протянет.