Своя землица

Галина Щербо
4 марта 2002, 00:00

Региональные законы, не подкрепленные на федеральном уровне, оказываются неэффективными

Саратовская область первой из всех российских регионов разрешила частную собственность на землю, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Закон о земле действует в области уже пять лет.

Саратовские латифундисты

Сельскохозяйственные земли в Саратовской области занимают 8,5 млн га, что составляет 84% земельного фонда региона. Климатические условия позволяют развивать практически все отрасли сельского хозяйства, но область специализируется на выращивании пшеницы твердых сортов, подсолнечника и овощей. Это наиболее рентабельные (около 50%) отрасли сельского хозяйства на Саратовщине. В аграрном секторе производится 15% валового внутреннего продукта области.

Принятие закона о земле, безусловно, стимулировало процесс возникновения в области фермерского движения, хотя повышенный спрос на землю закончился довольно быстро. Тем не менее в области насчитывается более 9 тыс. фермерских хозяйств, в которых трудятся 6 тыс. наемных работников. Если в среднем по России на одного фермера приходятся 55 га земли, то в Саратовской области этот показатель составляет 130 га.

Наиболее интенсивно фермерство развивается в Лысогорском районе. Большинство крестьянских хозяйств здесь реформированы в фермерские. Самые большие земельные угодья, а это 105 тыс. га, сосредоточены в руках 376 хозяев. Расцвет фермерства в Лысогорском районе обусловлен тем, что здесь закон о земле подкреплен дополнительными стимулами. В районе, например, успешно функционирует Ассоциация материально-технического снабжения фермеров, которая освободила их от забот о технике, ее ремонте, от необходимости тратить время на поиск удобрений, кормов. Важным инструментом поддержки фермерства стал налоговый эксперимент, который проводится здесь уже четвертый год. Лысогорские фермеры переведены на так называемый единый сельскохозяйственный налог, который выплачивается не единовременно, а на протяжении всего года. График выплат составляется с учетом сезонного характера работ и, соответственно, поступления доходов от проданной продукции. В результате среди сельхозпредприятий района нет недоимщиков. Все хозяйства динамично развиваются.

Де-факто - собственник, де-юре - никто

Но даже с учетом вклада Лысогорского района доля фермерских хозяйств в производстве зерновых и масличных, наиболее доходных статей аграрного бизнеса области, составляет всего около 30%. Главными же производителями стратегической продукции (за пределы области поставляется две трети произведенной здесь муки и 80% круп) являются крупные сельскохозяйственные предприятия. В Саратовской области их ровно тысяча.

В основном именно в среде крупных хозяйств, унаследовавших активы совхозов и колхозов, сегодня идет процесс вертикальной интеграции. На их базе возникают компании полного технологического цикла, занимающиеся как производством, так и переработкой и реализацией сельхозпродукции. Например, региональная продовольственная компания "Зерно Поволжья" преобразована в холдинг, который владеет элеваторами, мукомольными заводами, хлебокомбинатами, а также мясокомбинатом и ликеро-водочным заводом. Вторым крупнейшим зерновым оператором региона стал новый концерн "Агророс".

Переделу собственности способствует тяжелое экономическое положение фермерских хозяйств. Принятия закона о земле оказалось недостаточно для становления крепкого фермерства. Власти Саратовской области предпринимают попытки поправить положение. В частности, реструктурированы долги в бюджет и внебюджетные фонды (они составляют примерно 45% общей задолженности), из средств федерального и областного бюджетов хозяйствам оказана финансовая помощь.

Однако главная причина того, что фермеры не стали, как ожидалось в 1997 году при принятии закона о земле, ведущей производительной силой в аграрном секторе области, находится вне компетенции местных властей. Проблема в том, что саратовский закон не подкреплен на федеральном уровне аналогичным законодательным актом, регулирующим оборот сельскохозяйственных земель. По этой причине, в частности, саратовская земля, формально находящаяся в частной собственности, де-юре не может быть предметом залога при ипотечном кредитовании. А без источника инвестиций построить крепкое продовольственное хозяйство практически невозможно.

Саратов