ОАО "Саратовстройстекло" ведет свою более чем сорокалетнюю историю от Саратовского завода технического стекла. Именно саратовское стекло использовалось при строительстве Кремлевского дворца съездов, Останкинской телебашни, здания Бородинской панорамы, аэровокзала в Домодедове, гостиницы "Россия" и тысяч других общественных, промышленных и жилых зданий по всей стране.
"Саратовстройстекло" является одним из крупнейших производителей листового стекла всех основных марок, которые используются в стройиндустрии и промышленной переработке стекла. На потребительском рынке широко известна такая его продукция, как зеркала, офисные и бытовые светильники, мебель из стекла, разнообразные изделия из хрусталя. Современные флоат-технологии, применяемые в изготовлении стекла, оборудование ведущих зарубежных фирм на основных производственных участках обеспечивают высокую производительность и качество продукции саратовского предприятия. "Саратовстройстекло" поставляет на российский рынок и экспортирует наиболее востребованные марки стекла высшего качества М1 и М2, которые используются для производства зеркал, стеклопакетов и автомобильных стекол.
В последние годы традиционное строительное стекло, главным образом оконное, уступает место новым видам продукции - стеклопакетам, тонированному, многослойному, теплозащитному стеклу. В результате существенно изменилась структура потребления листового стекла: основная часть поступает на промышленную переработку. Листовое стекло стало базовым материалом для производства более дорогостоящей конечной продукции. Это вызвало повышенные требования к качеству исходного продукта.
ОАО "Саратовстройстекло" нацелено на создание долгосрочных отношений с потребителями. "Для укрепления своих позиций на рынке нам нужно было создать на предприятии такую систему, которая обеспечивала бы потребителю гарантии стабильного качества. Качества продукции, качества поставок, качества обслуживания", - говорит генеральный директор ОАО "Саратовстройстекло" Александр Либерман.
С первых дней работы предприятия руководство "Саратовстройстекла" поставило цель разработать и подготовить к сертификации систему управления качеством на основе международных стандартов. И уже в 2000 году акционерное общество получило сертификат соответствия системы управления качеством стандарту ISO 9001. Сертификация повысила авторитет предприятия среди российских и зарубежных партнеров. Но, что более важно, была создана система управления качеством, способная к саморазвитию и укреплению внутренней организации предприятия.
Система качества охватывает все стороны его деятельности - управление, планирование и организацию производства, технологический процесс, систему сбыта, взаимодействие с поставщиками сырья, обучение персонала. Управление качеством нацелено не на выявление и устранение брака на стадии готового продукта, а на предотвращение дефектов на каждом этапе. Принятая на предприятии "Политика качества" представляет собой свод правил и требований, которые охватывают деятельность каждого работника и дают ясное представление о цели предприятия в сфере качества и путях ее достижения. Смена базовых установок повлекла за собой перестройку в организации и управлении производством.
Предприятие ежегодно проходит инспекционную проверку органа по сертификации систем качества, который подтверждает действие сертификата. Кроме того, "Саратовстройстекло" имеет сертификат системы МЭКС и дипломы программы "Московское качество".
С повышением качества стекла связан рост экспортных поставок, в том числе марки М1. В прошлом году объем экспорта увеличился в физическом выражении на 64%, а география поставок - с семи до четырнадцати стран.
На внутреннем рынке росту продаж способствует продуманная маркетинговая политика. В 2001 году ОАО "Саратовстройстекло" кардинально изменило систему сбыта листового стекла. Клиентская база, которая насчитывала почти две тысячи мелких потребителей, сократилась до 15 крупных дилерских компаний, занимающихся региональным продвижением саратовской продукции. К началу этого года уже 90% реализации приходилось на дилеров и дистрибуторов, что позволило создать многоуровневую сеть продаж и решить ряд важных для предприятия проблем. На рынке товаров народного потребления, который сегодня отличается высоким уровнем насыщенности и острой конкуренцией со стороны как российских, так и зарубежных производителей, ставка сделана на расширение ассортиментного ряда продукции и организацию фирменной сети продаж, которая даст возможность лучше узнать спрос. То, что саратовские изделия отвечают требованиям взыскательного вкуса, подтверждают дипломы, золотые и платиновые Знаки качества престижных выставок в Москве с участием зарубежных производителей. Обеспечить столь же высокое качество продаж - задача не менее творческая.
Сегодня перед акционерным обществом стоит более сложная проблема - переход от элементной системы качества к процессному управлению качеством в соответствии со стандартом ISO 9001 версии 2000 года. А для этого нужно, чтобы философия качества стала неотъемлемой частью корпоративной культуры предприятия.