О капитале страховщиков и тенденциях рынка

Евгений Решетин
11 марта 2002, 00:00

Российские страховые компании в спешном порядке увеличивают свои капиталы. Вот последние примеры. Осень 2001 года: ВСК увеличивает уставный капитал со 175 до 700 млн рублей; Национальная страховая группа размещает очередную эмиссию акций на 320 млн рублей. Декабрь 2001 года: с 25,5 до 300 млн рублей увеличивается уставный капитал компании "Сибирь"; новым владельцем обзаводится страховая компания "Москва", допэмиссию которой в полном объеме выкупает другой страховщик - МАКС; госкомпания "Рособоронэкспорт" становится владельцем контрольного пакета акций Русского страхового центра. Январь 2002 года: увеличивается уставный капитал компаний "Интеррос-Согласие" (с 500 до 801,2 млн рублей), "Мегарусс-Д" (с 24 до 300 млн рублей), "Нефтеполис" (с 150 до 215 млн рублей), "РЕСО-Гарантия" (с 200 до 700 млн рублей), "Русский мир" (с 14 до 30 млн рублей). Первой среди лидеров страхового рынка заветной планки уставного капитала в 1 млрд рублей достигает компания "АльфаСтрахование". Насколько своевременна эта мода на инвестиции в страхование?

Предстоящее вступление России в ВТО непременно приведет к радикальным изменениям на российском страховом рынке. Конкурировать между собой смогут лишь "дочки" западных компаний и финансово мощные страховщики. Активизация переговорного процесса показывает, что для "накачки" сил у страховщиков осталось немного времени. Чтобы выжить, надо укрупняться. Следовательно, основным приоритетом развития страховых компаний становится рост финансового потенциала. Подтверждением этому служит как рыночная статистика, так и события, происходящие в отдельных компаниях.

Продолжается расслоение страховщиков на финансово обеспеченных лидеров и "остальных", чьи собственные средства и уставный капитал находятся на минимально необходимом уровне, а руководство либо смирилось с этим и ориентируется на брокерскую, условно-рисковую или "налогосберегающую" деятельность, либо активно ищет инвестора. Совокупный уставный капитал российских страховщиков составил, по данным на конец 2001 года, 27,3 млрд рублей, что на 84,5% больше, чем год назад. При этом серьезный рост финансовых показателей наблюдается лишь в верхнем сегменте рынка. Так, среди страховщиков, работающих на рынке, доля компаний с уставным капиталом, превышающим 100 млн рублей, возросла на 117%.

Набирает обороты процесс смены собственников. Успешно развивать бизнес при размытой структуре акционерного капитала становится невозможно. Традиционная структура рынка меняется: бывшие чистые кэптивы перестают ориентироваться лишь на материнские структуры, а бывшие "универсалы" пытаются попасть под крыло к крупному капиталу. "Наверху", за редкими исключениями, остаются страховщики, универсальные с точки зрения портфеля и стратегий развития, но корпоративные с точки зрения структуры собственности. "Несистемные" компании, развивающиеся вне холдингов, в условиях роста популярности классического страхования рискуют оказаться на вторых ролях.

Еще одна важная тенденция - страховые компании переходят из рук менеджеров-учредителей к финансово-промышленным холдингам. Именно с этим связаны наиболее громкие и даже скандальные события прошлого года. Безусловно, покупка компании ВЕСтА группой "Альфа", ее реструктуризация и переименование в "АльфаСтрахование" уже стали историей. Зато появление у "Ингосстраха" новых собственников в лице "Сибирского алюминия", компаний "Нафта-Москва" и Millhouse Capital из-за происходящих судебных разборок и по сей день нельзя считать свершившимся фактом. Ну а сотрудничество Промышленно-страховой компании и ИБГ "НИКойл" и вовсе остается на уровне слухов.

Страховщики ищут инвесторов, а те, в свою очередь, начинают отвечать им взаимностью. Страховой рынок становится интересным. Он является одним из самых динамичных сегментов российской экономики, к тому же на нем еще есть достаточно много свободных ниш, за которые стоит бороться. Похоже, время прихода на российский страховой рынок большого капитала настало. Факты, подтверждающие это, поступают по новостным лентам практически ежедневно.