Китайское замедление

11 марта 2002, 00:00

С ростом ВВП на 7,3% (до 1,15 трлн долларов) и прочими впечатляющими цифровыми показателями Китай закончил прошлый год. Но, как сообщило недавно Главное статистическое управление КНР, в ходе прошлогодней проверки обнаружено около 60 тыс. приписок в отчетах с мест, что, понятное дело, ставит под вопрос достигнутые показатели. О чем, кстати, давно говорят многие экономисты, сомневающиеся в достоверности китайских статистических данных в частности и в устойчивости китайского роста вообще.

Пока чиновники годами приукрашивали цифры (ради продвижения по службе), экономические и социальные проблемы Китая нарастали. В итоге в проекте бюджета на 2002 год, представленном на прошлой неделе делегатам сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), предусмотрен дефицит в 37 млрд долларов - втрое больший, чем в 1999 году. "Мы сталкиваемся, - пояснил министр финансов Сян Хуайчэн, - с новыми трудностями и серьезными вызовами в сфере экономики".

Трудности нарастают как снежный ком. Приходится увеличивать жалованье бюджетникам, выплаты безработным и пенсионерам. А еще - помогать отсталым районам китайской глубинки и сельскому хозяйству, которое подставляется под прямой удар с вступлением в ВТО. Срочно необходимо осуществлять техническое перевооружение госпредприятий. И за счет этого создавать новые рабочие места для миллионов сокращаемых работников обанкротившихся госпредприятий, избыточного сельского населения.

Вновь заметно увеличиваются оборонные расходы (на 17,2%), что увязывается с необходимостью модернизации Народно-освободительной армии Китая и повышением жалованья военным. Представители последних, кстати, уже заявили, что выделяемых средств (номинально это 20 млрд долларов) все равно крайне недостаточно.

Извечно больной вопрос - эффективность бюджетных ассигнований. Львиная их доля до сих пор шла на обеспечение количественного роста, при этом много денег транжирилось и разворовывалось. Как подсчитали экономисты, почти треть созданных за годы реформ производственных мощностей - это выброшенные деньги. Они вложены в предприятия, чья продукция никому не нужна.

Китайский премьер Чжу Жунцзи прекрасно понимает, что так дальше жить нельзя. И он в своем докладе подчеркнул необходимость энергичных мер по наращиванию внутреннего спроса, повышению технологического уровня народного хозяйства. Надо также создавать условия для перехода к модели интенсивного роста. Но и это, в свою очередь, требует значительных ассигнований.

Бюджетная дыра вызывает растущую тревогу и у китайских экономистов. "Мягкая монетаристская политика лечит только симптомы, но не сам недуг, лишь продлевая жизнь умирающему больному", - заявил на сессии член финансового комитета Постоянного комитета ВСНП Юй Цзуяо. И предостерег: растущий бюджетный дефицит и государственный долг (по некоторым оценкам, 230 млрд долларов) может привести либо к дефолту, аналогичному российскому, либо к стагнации по типу западной в 70-е годы.

В качестве панацеи некоторые китайские экономисты предлагали на сессии провести налоговую реформу (например, снизить налоги с частного сектора), приступить к дерегулированию ряда ключевых отраслей экономики. Однако все это пока не нашло понимания у высшего руководства.

Последнее, как и прежде, озабочено, главным образом, проблемой сохранения стабильности, под чем подразумевается прежде всего сохранение всевластия компартии, в том числе в экономической сфере. Между тем американская Asian Wall Street Journal, сравнив реформенный опыт Китая и Индии, пришла к выводу: китайская модель, мобилизационная по своей сути, является менее эффективной и устойчивой, и "есть реальные причины сомневаться в долгосрочных перспективах китайского роста. Китай, столкнется, как и все ленинистские режимы, с серьезным конституционным кризисом в ближайшие десять лет, и менеджеры инвестиционных фондов начали потихоньку подстраховываться в предчувствии приближающегося кризиса".