Без пятого поколения

11 марта 2002, 00:00

На состоявшемся в прошлый вторник в главкомате ВВС совещании представителей Минобороны с руководителями АХК "Сухой" и РСК "МиГ" принято решение отложить тендер на разработку истребителя пятого поколения на неопределенный срок.

Отсрочку Минобороны объяснило необходимостью "еще раз рассмотреть все военно-технические и финансовые аспекты проблемы". Решено, что теперь этим вопросом будет заниматься непосредственно новый главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов.

До сих пор реализацию программы создания истребителя пятого поколения курировал бывший вице-премьер, а ныне министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. Г-н Клебанов еще в июне 2001 года на авиасалоне в Ле Бурже объявил о том, что конкурс на разработку истребителя пятого поколения будет завершен до конца 2001 года. По его словам, на эти цели достаточно 1,5 млрд долларов. Средства Клебанов собирался получить, во-первых, от экспортеров нашего вооружения, а во-вторых, из госбюджета. Однако серийный завод, выпускающий истребители марки "Су" - Иркутское авиационное производственное объединение, доля которого в общем экспорте наших вооружений (4,2 млрд долларов) оценивается примерно в 1,2-1,5 млрд долларов, эту инициативу воспринял скептически, так же были настроены и другие серийные авиазаводы. В результате тендер был отложен.

В начале этого года Клебанов заявил, что "тендер по новому истребителю фактически уже идет" и в нем участвуют три компании - "Сухой", "МиГ" и ОКБ имени Яковлева. Но тендер никто официально не объявлял. Сумма инвестиций в наш новый истребитель - 1,5 млрд долларов - у специалистов вызывает усмешку. Этих средств, по словам Гиви Джанджгавы, главы ведущего российского разработчика авионики для самолетов "МиГ" и "Су" НПЦ "Технокомплекс", хватит только на производство новых аэронавигационных приборов нового поколения. Косвенно это подтверждается и данными из-за рубежа. Например, США объявили, что на боевой самолет пятого поколения - F-35 производства Lockheed Martin - Пентагон истратит более 200 млрд долларов. Америка получит F-35 в 2008 году.

У нас есть одна компания, которая может произвести новый истребитель, - АХК "Сухой". У "Сухого" уже есть реальный прототип нового боевого самолета, Су-47 "Беркут", который совершил более 150 испытательных полетов. Однако у "Сухого" нет денег. И взять их ни компании, ни нашему государству неоткуда. К 2008-2015 годам, по словам главы АХК "Сухой" Михаила Погосяна, доходы от экспорта наших боевых самолетов сойдут на нет. Традиционные покупатели российских самолетов четвертого поколения "Су", Индия и Китай, развернут их лицензионное производство у себя. В итоге, если мы сейчас не начнем разрабатывать новый истребитель, то к 2008 году США нас выдавят с мирового рынка боевых самолетов, предложив для покупателей более совершенные модели, а наша военная авиация так и не перерастет четвертое поколение.