Льготный блеф

11 марта 2002, 00:00

Министерство путей сообщения пока не в состоянии ликвидировать систему индивидуальных тарифных скидок.

Новый глава МПС Геннадий Фадеев сделал попытку вторгнуться в "святая святых" - систему индивидуальных тарифных скидок, сформированную его предшественником Николаем Аксененко. На первый взгляд попытка удалась - должны повыситься тарифы для предприятий "Евразхолдинга" и "Сибура". На самом деле Фадеев потерпел неудачу. Ведь обладатели крупных скидок, компании "Сибнефть" и "Русский алюминий", в результате активности нового министра не пострадали. А лишить персональных тарифов "Сибур", за который некому вступиться, - не большой подвиг. Наконец, не до конца ясна и ситуация с "Евразхолдингом", на котором, судя по всему, отмена льгот мало скажется.

Если правительство одобрит решение МПС (изменения должна рассмотреть на этой неделе правительственная комиссия по тарифной политике под руководством Виктора Христенко), должны повыситься транспортные издержки заводов "Евразхолдинга". В частности, железная руда с казахстанского Соколово-Сарбайского ГОКа будет перевозиться на Кузнецкий и Западно-Сибирский меткомбинаты (входящие в "Евразхолдинг") по тарифу 9,1 доллара за тонну (льготная ставка составляла 3,9 доллара). Тарифы на экспортные перевозки готового проката этих комбинатов до пограничных переходов вырастут в среднем на 15%. "Евразхолдинг" мало теряет от принятия подобных ограничений - ведь казахстанская руда составляет небольшую долю в потребностях металлургов Кузбасса, которые могут переориентироваться на российскую руду. Наконец, холдинг экспортирует металл большей частью через собственный морской порт в Находке, а не через погранпереходы, что также сглаживает эффект отмены скидок.

В любом случае, если ситуация с железнодорожниками усугубится, почти наверняка в игру может включиться мощный лоббистский ресурс в лице губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Из-за большой удаленности предприятий Кузбасса стоимость железнодорожных перевозок - наиболее уязвимое место угольно-металлургического бизнеса. Значительное повышение тарифов неизбежно приведет к падению рентабельности производств, банкротствам, а вследствие этого и к потере социальной стабильности в регионе. Чего губернатор, естественно, не допустит.