Заповедная нефть

Александр Кокшаров
11 марта 2002, 00:00

Разработка новых месторождений на Аляске может составить конкуренцию российским нефтяным проектам на Сахалине

В первую неделю марта американский сенат начал дебаты по поводу плана администрации Джорджа Буша разрешить нефтяным компаниям разработку месторождений нефти и газа на северо-востоке Аляски. Нынешняя администрация всерьез озабочена обеспечением энергетической безопасности США - в августе прошлого года республиканцы даже провели через конгресс новую Энергетическую стратегию, которая предполагает увеличение добычи в США энергетического сырья (в том числе и нефти). "Открытие" Аляски для нефтяников, призванное снизить зависимость страны от импорта нефти, - один из элементов этой стратегии.

В сенате этот проект встретил ожесточенное сопротивление. Верхняя палата американского парламента сейчас находится под контролем демократической партии, традиционно поддерживающей позиции экологических движений. Критикуя планы республиканцев, глава демократического большинства в сенате Том Дешл заявил, что администрация Буша избрала неверную стратегию. Вместо увеличения производства нефти демократы предлагают снизить ее потребление, перейдя, например, на более экономичные автомобильные двигатели. По оценкам Тома Дешла, экономический эффект от такого решения проблемы способен в пятнадцать раз превысить экономическую целесообразность разработки нефти Аляски. Острой критике правительственный проект подвергли и экологические движения: хотя развитие технологий добычи нефти позволило в десятки раз уменьшить размеры буровых площадей, на основной аргумент экологов это не повлияло. Они по-прежнему ссылаются на разрывы трубопроводов, приводящие к выбросам нефти и загрязнению почв и поверхностных вод. Масла в огонь подливает и то, что месторождения оказались - крайне неудачно для нефтяных компаний - на территории национального Арктического заповедника США.

Однако, несмотря на ожесточенное сопротивление демократов и "зеленых", администрация Буша твердо намерена добиться утверждения своего плана. Если это произойдет, то лет через пять-десять аляскинская нефть будет конкурировать с российской на рынках стран Восточной Азии.

Опасный импорт

У американцев есть все основания беспокоиться о своей энергетической безопасности. Сегодня США импортируют 450 млн тонн нефти в год (57% всего потребления сырой нефти), преимущественно из стран Латинской Америки (33,7% импорта), Персидского залива (26,5%) и Канады (14,9%). Как следствие, экономика США весьма подвержена влиянию конъюнктуры мирового рынка нефти. Зависимость США от импорта нефти плохо сказывается на платежном балансе страны: в 2001 году стоимость нефтяного импорта составила ни много ни мало 80 млрд долларов. Это почти четверть внешнеторгового дефицита. Кроме того, значительная доля импорта нефти приходится на нестабильный регион Персидского залива, а это повышает риски для экономики США и накладывает ограничения на американскую внешнюю политику, например в отношении Саудовской Аравии, которая обоснованно подозревается в финансовой поддержке многочисленных террористических организаций.

Нефть Аляски должна помочь США решить все эти проблемы. К тому же сокращение доли импортной нефти во внутреннем потреблении, как полагает американское правительство, повлияет на цены мирового рынка - снижение спроса со стороны США, крупнейшего импортера нефти в мире, поможет удержать цены на нефть на более низком уровне, что должно в целом положительно сказаться на американской экономике.

Нефтяной заказник

Интерес к нефти Аляски возникает в США не в первый раз. В 70-х годах прошлого века реакция на энергетический кризис привела к началу освоения нефтяных запасов штата. Затем, во время повышения мировых цен на нефть в 1982 году, в конгрессе обсуждалась возможность добычи нефти и газа в северном, прибрежном секторе заповедника, который занимает 8% всей его площади. Сегодня Аляска привлекает внимание американских нефтяников по двум основным причинам.

Во-первых, здесь уже существует сравнительно развитая инфраструктура, созданная еще в 70-х. Трансаляскинский трубопровод от залива Прадхо-Бей (расположенного на побережье Северного Ледовитого океана) до незамерзающего порта в городке Вальдес на южном тихоокеанском побережье штата был построен еще в 1977 году, и добыча нефти в штате быстро росла. В общем-то еще совсем недавно, в 1988 году, на Аляске (крупнейшие месторождения Прадхо-Бей, Купарук-Ривер, Орора, Либерти) добывалось 100 млн тонн нефти - почти четверть всего американского производства.

В 90-х годах началось падение добычи нефти: в 1995 году она составляла 75 млн тонн, а к настоящему моменту упала до уровня 50 млн тонн. Отчасти это связано с последствиями знаменитой катастрофы 1989 года, когда принадлежавший компании Exxon танкер "Экссон-Вальдес" сел на камни у южных берегов Аляски. Тогда из-за нефтяной пленки погибли десятки тысяч морских птиц и животных, что вызвало волну критики со стороны общественности. Кроме того, интерес к Аляске снизился из-за невысоких (в среднем) цен на нефть в течение 90-х годов. Однако инфраструктура сохранилась.

Во-вторых, хотя нефть сегодня добывается в половине из пятидесяти американских штатов, на Аляске в отличие от других нефтедобывающих штатов есть значительные резервы. Их разработка может серьезно увеличить нынешний уровень добычи нефти. Геологическая служба США (на основе данных геофизических исследований 1998 года) предполагает, что запасы нефти в районе Арктического заповедника составляют от 1,6 до 4,3 млрд тонн, при этом за средний показатель принимается уровень 2,8 млрд тонн.

Если данные Геологической службы верны, то разработка этих запасов может дать общий экономический эффект в 80 млрд долларов, из которых 38 млрд получат власти штата и федеральное правительство. Разработка месторождений Арктического заповедника может создать до 720 тыс. новых рабочих мест, что должно, как предполагают сторонники проекта, повысить уровень благосостояния жителей Аляски. Падение в последние десять лет добычи на Аляске привело к массовым увольнениям нефтяников и росту безработицы в регионе, уехать из которого не так просто - до остальных Соединенных Штатов далеко, и искать работу в них хлопотно и недешево. Неудивительно, что жители Аляски одобряют намерения правительства. Как заявил губернатор Аляски Тони Ноулс, его штат в целом поддерживает планы по разработке месторождений, хотя и признает необходимость принятия мер по охране природы.

На вывоз

Открытие части территории Арктического заповедника, по-видимому, приведет к тому, что США превратятся в достаточно крупного экспортера нефти. Дело в том, что нефть Аляски из порта Вальдес поставляется на западное побережье США, которое само является достаточно крупным производителем "черного золота". Калифорния, например, ежегодно добывает 40 млн тонн нефти, что вполне достаточно для энергетического баланса штата. Приток аляскинской нефти создает избыток сырой нефти на западном побережье, из-за чего цены здесь ниже, чем в целом по стране. Поэтому вполне возможно, что часть нефти Аляски будет находить сбыт на рынках Азии.

Экспорт нефти с Аляски начался в 1996 году со скромных 1,7 млн тонн, но уже в 2000 году он достиг 4,2 млн тонн (особенности американского рынка нефти привели к тому, что в 1995 году администрация Клинтона разрешила экспорт нефти Аляски). Основными потребителями аляскинской нефти стали азиатские страны - Южная Корея (50%), Япония (36%) и Китай (12%). Сейчас экспортируется 7% добываемой на Аляске нефти, однако в случае реализации планов по разработке месторождений Арктического заповедника экспорт должен возрасти как в абсолютных, так и в относительных показателях. Ведь способность штатов западного побережья (Калифорния, Орегон и Вашингтон) потреблять аляскинскую нефть не беспредельна.

Аляска и Россия

Уже сейчас ясно, что разработка новых месторождений нефти на Аляске не просто окажет общее воздействие на ситуацию на американском рынке нефти и на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, но и со временем может затронуть интересы российских нефтяников. Пока основная часть российской нефти экспортируется в страны Западной и Восточной Европы, а экспорт в США находится на минимальном уровне. Россия удалена от США, что делает выгодной транспортировку лишь значительных партий нефти крупнотоннажными танкерами водоизмещением 250-300 тыс. тонн. Однако в России на сегодняшний день нет портов, способных принимать такие танкеры. Поэтому нефть, которая сегодня экспортируется из России в США, на самом деле идет по своповым (зачетным) контрактам с потребителями в Западной Европе.

Однако разработка новых месторождений на Аляске может составить конкуренцию перспективным российским нефтяным проектам. Речь идет о Сахалине. Там добыча нефти в ближайшие десять лет должна вырасти в десять раз - с нынешних 2-2,5 млн тонн в год до 20-25 млн. Основными потребителями сахалинской нефти будут страны Азии - Южная Корея, Китай, Япония (потенциально ими могут стать и США). Если же США начнут наращивать экспорт аляскинской нефти в азиатский регион (что вполне вероятно из-за затоваренности нефтяного рынка западного побережья), то сахалинская нефть в перспективе может столкнуться с конкуренцией со стороны нефти Аляски.

Впрочем, если нынешние тенденции потребления энергоресурсов в растущем азиатском регионе сохранятся, то места хватит всем: через десять лет только Китай сможет импортировать до 100-200 млн тонн сырой нефти в год.