О торговле Родиной

Александр Привалов
11 марта 2002, 00:00

Мы привыкли к воплям о торговле на вынос: нефть там, газ, лес, алюминий... Сегодня поговорим о торговле, так сказать, распивочно - о торговле правом пользоваться родиной прямо здесь, на месте. О проекте закона "О российском гражданстве", принятом Думой во втором чтении 20 февраля.

Признаться, не следил я за этим законом. Прочел где-то когда-то, что, мол, проект прогрессивный и что, мол, Россия последней из бывшей "семьи братских народов" порвет этим законом пуповину, связывающую ее с СССР, - и не захотелось следить. Думаю, если кому-то позарез занадобилось рвать пуповину, то (хоть я и вообразить не могу, кому и зачем это может быть нужно) нехай рвет - тем более "прогрессивно"!

Но после позорной истории с этим вторым чтением пришлось почитать - и "открылась бездна, звезд полна". Прошу прощения у знатоков, но не вижу, чем так уж прогрессивен этот законопроект. Он был бы неплох в воображаемой стране, где население неостановимо растет, а все отрасли экономики, науки и культуры под завязку забиты высочайшими профессионалами. В реальной России вводимые им препоны в получении гражданства будут выглядеть дико. Нам что, "бывшие соотечественники", которых только что президент Путин называл подарком судьбы, уже не нужны? Мы что, уже разгадали загадку, кто через тридцать лет будет кормить наших пенсионеров? Да? Почему же разгадка не опубликована - многим до сих пор интересно!

Самой очевидной (хотя и произносившейся только в пароксизмах неполиткорректности) своей цели - избавления России от нарастающего наплыва нежелательных видов иммигрантов - проект не может достичь просто по определению; зато почти гарантированно сработает прямо противоположным образом: пресечет иммиграцию "желательную". Кто вам сказал, например, что какой бы то ни было закон о гражданстве остановит поток иммигрантов из азиатских стран - "ближних" ли, "дальних"? Чушь. Они же не просто в Москву (в Краснодар, в Иркутск...) едут, они едут в свои землячества, где почти не соприкасаются с внешней средой и где гражданство им просто ни к чему; а случись надобность, так землячество из своего общака вопросы по гражданству быстро и порешает. А вот "лица славянской национальности" землячеств, в отличие от азиатов, как раз и не имеют...

Для профессиональных, трудолюбивых, талантливых людей из СНГ, которые, по давней традиции, все еще тяготеют к Москве, этот прогрессивный закон очень может стать последней каплей: плюнут на все эти пряники и в Россию не поедут. Удовольствий для нерезидентов в РФ и так хватает (бесконечные проблемы с регистрацией, ментами, выездом из страны и проч.), а тут еще мы им скажем в глаза, что в обозримом будущем полноценного гражданства им не видать, - они и не поедут.

Словом, я убежден, что прогрессивный проект не останавливает "роевых", то есть (очень осторожно выражаясь) наименее желательных иммигрантов, но явно тормозит "штучных", то есть самых желательных. Авторы проекта, конечно, думают иначе, но, кажется, находятся в пределах теоретической возможности спора. А вот по поводу поправок, которые "пропрезидентские" фракции натолкали в проект при втором чтении, никакого спора быть не может. Они - привычный уже позор.

Я не о том, как "Единство", ОВР, ЛДПР, "Нардепы" и "Регионы" по два-три раза переголосовывали каждую поправку, наскребая нужный результат. Я не о том, что с боями натянутые поправки противоречат друг другу. Я о том, к чему привычно свелся смысл этих резвых игр: к ударному повышению взяткоемкости и этого закона. К возведению добротных и просторных кормушек для чиновника на совершенно - только что! - пустом месте.

После этих поправок, например, кандидат на российское гражданство должен сдать экзамен на знание русского языка и Конституции РФ. Учитывая, что экзаменовать его будут живые классики русской филологии и государственного права из числа сотрудников МВД, не спрашивайте: какова, мол, программа экзамена? Спрашивайте: почем? - да даже и спрашивать не надо: тариф будет заинтересованным лицам известен.

Еще большую взяткоемкость имеют сулимые законом поблажки. Например, срок оседлости для получения гражданства может по ряду причин сокращаться (если кто очень уж полезен для российского государства), но причины эти выписаны нечетко и отданы на усмотрение чинуш. Поскольку не сказано даже, на сколько можно сокращать срок, то так и видишь таблицу с нарастающими размерами взяток.

Президентская сторона отмалчивается, не желая принимать на себя ответственность за эту вакханалию мздоимства. Возможно, Кремль тут и правда не при чем, иначе поправки лучше согласовывались бы между собой. Значит, вакханалия мздоимства (в значительной мере платоническая: не собирались же все голосовавшие на службу в МВД!) - на совести широких депутатских масс. Дивиться нечему: несколько недель назад столь же широкие депутатские массы, стоило представителям Кремля и Белого дома на минутку выйти из зала покурить, радостно одобрили законопроект о национализации, где тоже взяткоемкость была на диво (но там, кажется, с хорошими видами на урожай в самой Думе).

Вот, говорят, прогрессивный проект теперь придется заново обсуждать во втором чтении. Там же. Да как его обсуждать? С кем его обсуждать? Какими аргументами? Какие слова имеют шанс быть не то что понятыми, а хотя бы внятно расслышанными, кроме слова взятка? Ведь с чего ни начни: вот, хоть с гражданства! - все, что они думают о государственном интересе, на поверку сводится лишь к ней...

В конце-то концов, не в "центристах" же этих дело: ну, каких выбрали, таких, значит, и выбрали. Но за счет чего прикажете сохранять интерес к ходу событий?