Хождение в народ

Дмитрий Лепетиков
18 марта 2002, 00:00

Развитие российских банков в 2002 году во многом будет зависеть от населения

В 2002 год российские банки вступили с оптимизмом. Окончательно преодолены последствия системного кризиса. К концу 2001 года активы действующих банков в реальном выражении достигли 140% докризисного уровня, а капитал в реальном выражении превысил 120% докризисного уровня.

Примечательно, что даже по сравнению с относительно успешным 2000 годом темпы роста активов и капитала еще более возросли: среднемесячный темп прироста активов в реальном выражении в 2001 году составил 1,6% против 1,1% в 2000-м, капитала - 2,5% против 1,1% соответственно. Рекордными будут и доходы за год. По нашей оценке, чистые доходы российских банков за 2001 год составят более 65 млрд рублей, или 2,2 млрд долларов. Последний раз такое благоденствие наблюдалось в банковской системе в середине 90-х годов.

Однако на этот раз источники банковского благополучия совсем другие. Особенно хорошо это видно при анализе структуры доходов. 1996-1997 годы были временем доминирования госбумаг, поначалу рублевых, а затем валютных. Сейчас же наступило время кредитования. Величина процентной маржи в 2001 году вдвое превышала совокупные доходы по операциям с валютой и ценными бумагами, в то время как до и сразу после кризиса она вообще была отрицательной. Теперь банки не финансируют бюджет, лишая предприятия кредитных ресурсов, а наоборот, научились сами зарабатывать на кредитовании реального сектора.

Кредитуй или проиграешь



Но как долго ситуация в банковском секторе будет оставаться столь удачной? Пока все вроде бы неплохо. Темпы роста самого доходного вида банковских активов - кредитования нефинансового сектора - продолжают расти. По нашей оценке, за 2001 год прирост кредитов в реальном выражении составил более 43%, в то время как за весь 2000 год - 25%. Доля кредитов нефинансовому сектору в активах банковской системы к конце года превысила 42%, что является самым высоким показателем с 1994 года.

Примечательно, что куда большим спросом пользуются рублевые кредиты, доля которых в общем объеме кредитного портфеля за год выросла с 63,4 до 66,7%, что уже заметно больше, чем в додевальвационный период (на начало 1998 года доля рублевых кредитов составляла 60,6%). Наиболее активными заемщиками выступают предприятия, работающие на внутренний рынок. При этом среди лидеров, к удивлению многих, оказалось сельское хозяйство, прирост заимствований которого за прошлый год, по нашей оценке, достиг 40% в реальном выражении (для сравнения: прирост заимствований у признанного лидера - топливной промышленности - за тот же период составил 38% в реальном выражении).

Кредитование в настоящее время является практически безальтернативным. После дефолта обороты рынка государственных ценных бумаг так и не восстановились. В течение прошлого года его ежедневный оборот в долларовом выражении составлял 17 млн долларов, в то время как в наиболее "оборотистый" 1997 год он достиг 750 млн долларов - более чем в 40 раз больше! Как при первичном размещении, так и на вторичных торгах доминирующим игроком является Сбербанк РФ, а на долю прочих банков на конец 2001 года приходилось менее четверти (против 40% в 1997 году). Более того, в 2001 году большинство частных банков сократило объем своих вложений в рублевые госбумаги даже в абсолютном выражении (по нашей оценке, объем вложений в ГКО-ОФЗ негосударственных банков за год сократился более чем на 15%). Впрочем, трудно ожидать от банков благотворительности, к которой можно отнести покупку ценных бумаг с отрицательной реальной доходностью.

Операции на рынке корпоративных ценных бумаг "весят" в активах банков пока ничтожно мало: доля негосударственных ценных бумаг (за вычетом векселей) составляет всего лишь 1,5-2% (примерно столько же было и до кризиса), при этом в собственности банков в основном находятся бумаги, приобретенные для контроля над предприятиями. Активных игроков на биржевом рынке акций и облигаций (РТС, ММВБ и т. п.) среди банков крайне мало, да и те в большей степени заняты выпуском собственных ценных бумаг (ВТБ, МДМ-банк). Небольшие объемы и сильная волатильность рынка корпоративных ценных бумаг делают его неинтересным для заметных банковских инвестиций.

После обвала рубля 1998 года весьма популярным среди российских банков стал перевод средств в зарубежные банки, что является одной из форм оттока капитала. Его объемы остаются достаточно высокими, хотя к концу года наметился перелом: чистая международная инвестиционная позиция кредитных организаций за вторую половину года, по нашей оценке, сократилась на 3,7 млрд долларов, составив к началу 2002 года 8,2 млрд долларов. Тому может быть несколько объяснений. Во-первых, российская банковская система больше не в состоянии найти применение валютным ресурсам за границами России и предпочитает кредитовать российский реальный сектор. Во-вторых, российский нефинансовый сектор начал более интенсивно вывозить капитал за рубеж по каналам внешней торговли - невозврат экспортной выручки за вторую половину года вырос более чем вдвое (с 2,3 до 4 млрд долларов) по сравнению с прошлым годом. Отчасти это можно объяснить снижением норматива обязательной продажи экспортной выручки в августе 2001 года с 75 до 50%, облегчившим невозврат, но, чтобы сделать более точные выводы, нужно дождаться итогов первых месяцев текущего года.

Прирост кредитования оттянул на себя часть избыточной ликвидности, характерной для 2000 года. Продолжалось относительное сокращение ликвидности банков (доля ликвидных активов в совокупных активах банков к концу года сократилась с 26,6 до 22,7% активов при том, что в середине 2000 года она достигала 30%), однако этот процесс пока не приобрел угрожающего характера и, скорее, свидетельствует об исчерпании избыточной ликвидности в банковской системе. Отношение остатков в кассах банков и на корсчете в ЦБ РФ к обязательствам до востребования снизилось до уровня 1997 года (34%), а величина депозитов в Банке России в конце года не превышала 15 млрд рублей.

Где деньги лежат

Таким образом, теперешнее относительное благополучие основывается на растущем кредитовании при сохранении высокого качества кредитов (в течение всего 2001 года доля сомнительной задолженности в кредитном портфеле банков находилась на уровне 5-7%, что почти вдвое ниже, чем в докризисный период). По нашим наблюдениям, увеличение кредитного портфеля приводит к росту доходов банков через три-четыре квартала, что в целом соответствует среднему сроку кредитования (по балансовым данным, в 2001 году он составлял 12-13 месяцев). В силу этого можно предположить, что, даже несмотря на ухудшение внешнеторговой конъюнктуры (это наверняка вызовет снижение эффективности валютных кредитов экспортерам), в 2002 году нашим банкам удастся сохранить высокий уровень доходов. Однако более отдаленное будущее так легко не прочитывается. Все упирается в извечный вопрос: откуда взять деньги?

Потенциально у банковской системы как у финансового посредника есть четыре основных контрагента, то есть четыре источника пассивов и четыре направления активных операций: государство, реальный сектор, население и внешний мир. Государство по отношению к банковской системе в целом всегда выступало заемщиком, причем не всегда первоклассным (по отношению к некоторым банкам ситуация могла быть и другой). Нерезиденты, активно поддерживавшие наши банки в 1996-1997 годах, после дефолта превратились из кредитора в заемщика.

Долгое время в российской экономике кредитование предприятий было почти целиком делом рук самих предприятий. Остатки на текущих и депозитных счетах реального сектора в 1997-м - начале 1998 года составляли более 90% от величины выданных кредитов. Однако начиная с 2000 года рост остатков на счетах стал все больше отставать от потребностей в кредитах. И тут банки вспомнили о населении.

Впрочем, они, конечно, не забывали о нем и раньше: население всегда было донором банковской системы, и порой это приводило к печальным последствиям (во многом именно паника населения в августе-сентябре 1998 года привела к приостановке платежей рядом крупных банков). Но в последние годы оно осталось единственным чистым кредитором банков. И каким: пассивное сальдо по операциям банков с населением к концу 2001 года превысило 560 млрд рублей, или 18,3 млрд долларов! Учитывая, что кредитные операции с физическими лицами находятся пока в зачаточном состоянии, оно будет расти и дальше.

Если соотнести сальдо по операциям банков с каждым из основных секторов экономики (государство, реальный сектор, население и нерезиденты) друг с другом, то становится очевидным, что нехватку прежних источников ресурсов банки компенсировали за счет населения, а также за счет собственных средств (капитала) банков (см. схему).

Не Сбербанком единым


Похоже, что самих граждан подобная ситуация устраивает: за 2001 год банковские вклады физических лиц в реальном выражении увеличились, по нашей оценке, на 39%, в то время как средства предприятий - только на 12%. И хотя средства предприятий по-прежнему остаются более значимыми по абсолютной величине, разрыв между ними постепенно сокращается. На конец 2001 года доля средств предприятий в пассивах банков составляла 28,6%, а населения - 21,5%, тогда как на начало года - соответственно 30,9 и 18,9%. С одной стороны, это дает банковской системе столь нужные ей долгосрочные ресурсы (средний срок вкладов населения за 2001 год вырос с шести до семи с половиной месяцев), но с другой стороны, эти пассивы являются более дорогими, что снижает доходность кредитных операций (на конец 2001 года средневзвешенная ставка по рублевым депозитам населения составляла 9,9% годовых, а предприятий - 2,6% годовых).

Свой немалый вклад в дело "организации" сбережений населения вносят негосударственные банки - темпы роста вкладов во многих из них превышают сбербанковские. И хотя Сбербанк остается доминирующим игроком на рынке частных вкладов, его доля в течение года постепенно снижалась: с 75% на начало января до 71,7% на конец декабря. Наиболее заметной эта тенденция оказалась в секторе рублевых вкладов. За год доля рублевых вкладов в Сбербанке в общем объеме всех (рублевых и валютных) вкладов населения уменьшилась с 57,5 до 53,7%, а доля рублевых вкладов прочих банков в общем объеме всех вкладов, напротив, возросла с 8,3 до 11,3%. То есть за год у Сбербанка было "отвоевано" более 3% всех вкладов на сумму около 20 млрд рублей.

Насколько долго продлится этот прирост? Это зависит, во-первых, от наличия денег у наших сограждан и, во-вторых, от желания ими поделиться. Пока с тем и другим все в порядке. К декабрю 2001 года реальные располагаемые доходы населения по сравнению с декабрем 2000 года увеличились на 3,5%, а доля банковских депозитов в накопленных сбережениях за тот же период возросла с 33,3 до 38%. Рост реальных располагаемых доходов населения через банковскую систему трансформируется в кредиты экономике. Другими словами, российские банки все активнее начинают выполнять свою основную функцию: трансформируют сбережения в инвестиции. Мы считаем, что в ближайшие два-три года эта тенденция сохранится, а значит, банкам есть на что рассчитывать.

Конечно, было бы явным упрощением ставить развитие российской банковской системы в зависимость от одного лишь вида финансовых потоков: "депозиты населения - кредиты нефинансовому сектору". Сохраняется проблема оттока капитала, не ясны перспективы финансовых рынков. Да и сам бурный рост кредитов, как показывает история банковских систем многих стран, чреват опасностью кризиса "плохих" долгов. Но все же именно эта финансовая связка, на наш взгляд, станет основной в ближайшие несколько лет, и мы надеемся, что ее влияние на состояние российских банков будет более благотворным, чем влияние преобладавшей в середине 90-х связки "средства нерезидентов - вложения в государственные ценные бумаги".