Мы уже в ВТО...

Андрей Шмаров
18 марта 2002, 00:00

В результате тотального забалтывания темы происходит подмена жупелом ВТО реально драматической проблемы - отсутствия в России ясной экономической стратегии

Всемирная торговая организация ни при чем! И совершенно не по делу развернувшаяся в последние несколько месяцев вакханалия на эту тему. Мы с коллегами просмотрели тут массу материалов и публикаций по поводу ВТО и поняли, серьезно на эту тему высказываются от силы процентов пять, остальные - о чем угодно, включая культуру, нравственность, "профсоюзные права трудящихся" и "беспредел олигархов". Но если разобраться, то в ВТО мы уже по сути влипли и не знаем, что теперь с этим делать.

Ведь ВТО - это, во-первых, широкая политика по либерализации торговли и высвобождению конкуренции, а во-вторых, сложнейшая система правил и регламентов отношений продавцов и покупателей. С либерализацией мы преуспели, тут много ума не надо, а вот с правилами, как обычно, не получается.

Действительно, что может быть свободнее российской конкурентной среды, например на рынке продукции легкой промышленности? Да ничего, история мирового хозяйства не знала такого экономического промискуитета даже в фазах самого романтического раннего капитализма! У нас кто угодно и где заблагорассудится может продавать любые носильные вещи, не платя ни копейки пошлин и не сталкиваясь практически ни с какими ограничениями. "Челноки" везут все, и одни лишь Лужники кроют всех российских швейников и текстильщиков, как бык овцу. Российская таможня по сравнению с ВТО в смысле либерализма - как Милтон Фридман против тов. Сталина.

Или взять сельское хозяйство. Весь мир обсуждает регламенты дотирования отрасли (что правильнее: субсидировать экспорт или непосредственно фермеров), уровень защитных тарифов и квот. А наш рынок сельхозпродукции над схваткой, мы свободны от этих условностей, потому что на дотации нет денег, а заградительные пошлины приведут к невыносимой дороговизне для людей.

Это к вопросу о свободе торговли. Теперь о правилах.

Регламенты ВТО ориентированы прежде всего на поддержку национальных производств, система квот, тарифов и пошлин носит антидемпинговый, защитный характер. У нас же - ничего подобного, регулирование импорта-экспорта в решающей мере настроено на решение фискальных задач, а это совершенно другая система. И даже в тех случаях, когда государство начинает что-то защищать, эта деятельность в конечном счете сводится не к развитию производства, а к чьим-то чисто шкурным интересам. Сколько ни повышали пошлины на автомобили, ссылаясь на отечественного производителя, мы по-прежнему выпускаем худшие (после прекращения выпуска румынских "Дач" и "Запорожцев") автомобили в мире; АвтоВАЗ же прекрасно себя чувствует.

А свобода без правил абсолютно всегда означает то, что сильные эксплуатируют (обыгрывают, грабят, лупят) слабых. По сути дела, именно это с нами уже и происходит в полном объеме - без всякого ВТО. Неконкурентоспособное российское хозяйство сдает отрасль за отраслью.

Казалось бы, нам срочно туда, под защиту их судов, регламентов и процедур. Правильно, но с одной оговоркой - правила ВТО для всех индивидуальные, каждая страна знает, чего хочет под свою конкретную экономическую стратегию. А у нас таковой нет - здесь-то и зарыта собака.

Мне остро интересно, что мы будем делать, когда через несколько лет у нас, как утверждает гендиректор "Вимм-Билль-Данна" Сергей Пластинин, возникнет перепроизводство молока? Потеряли ли мы мясное животноводство, не выдерживающее конкуренции с передотированным и суперинвестированным западным? Способны ли мы выпускать автомобили, или бог с ними, лучше сосредоточиться на самолетах? А на каких самолетах, как поделить рынок с "Боингом" и "Эйрбасом"? Как занимать людей - энергичных, квалифицированных и образованных - из неконкурентных отраслей?

Подобных вопросов масса, и, что важно, очень многие продвинутые предприниматели прекрасно знают на них ответы, но в той части, которая касается их бизнеса. Спросите, например, руководителей энергомашиностроительного концерна "Силовые машины", так они, не задумываясь, распишут про свои турбины, что им нужно от государства и что за эту поддержку получит страна. А г-жа Балановская с "Трехгорной мануфактуры" четко излагает, что продукция из Италии и Франции с нашей не конкурирует, пусть везут, поддержка нужна против китайских "челноков".

Но ведь хочется большего - целой системы подобных бизнес-планов по основным компаниям, широкого, народнохозяйственного взгляда на проблему. А этого-то как раз и нет.

Безусловно, собрать и проанализировать подобную информацию очень непросто. Тут не отделаешься кабинетными посиделками со сводками Госкомстата, нужно вникнуть в проблемы, наверное, нескольких сотен компаний и нескольких десятков регионов, поговорить с сотнями людей. Мы делаем что-то подобное у себя в "Эксперте", и хотя уровень наших разговоров с бизнесменами далеко не столь глубокий и масштабный, как требуется, грубую прикидку объема работы выполнить можно.

Вот как она выглядит.

Погружение в проблемы 200 компанийПо 3 человека на 10 дней на каждую 6000 человеко-дней Погружение в проблемы 30 регионовПо 5 человек на 20 дней на каждый 3000 человеко-дней Подготовительная работа (методики, вопросники, выборки) 15 человек на 40 дней600 человеко-дней Обработка материалов, анализ, выводы15 человек на 40 дней 600 человеко-дней Итого - 10200 человеко-дней квалифицированного труда, это примерно год работы для коллектива из 150 человек и примерно 3 млн долларов. Еще год, и миллионов шесть потребуется, чтобы широко обсудить стратегию и принять ее к исполнению. Девять миллионов и два года - не столь уж высокая цена за такую работу.