Мечты доктора Камеля

Русский бизнес
Москва, 25.03.2002
«Эксперт» №12 (319)
Ульяновский "Авиастар" поднимут египетские миллионы

На этой неделе египетский миллиардер Ибрагим Ахмед Камель, владеющий компаниями Kato Aromatic и Sirocco Aerospace, подпишет в Москве четырехстороннее инвестиционное соглашение с Минимущества, "Росавиакосмосом" и ОАО "Туполев". Сумма контракта оценивается в 280 млн долларов. Эти деньги будут инвестированы в нынешнем и следующем году в дочернее предприятие ОАО "Туполев" - ульяновский завод "Авиастар-СП", выпускающий среднемагистральные самолеты Ту-204. Взамен компании доктора Камеля получат блокирующие пакеты акций ульяновского авиазавода и туполевской фирмы. Это будет самая крупная сделка в современной истории российского гражданского авиастроения.

Не хуже "Боинга"

Впервые Ибрагим Камель заинтересовался нашим авиапромом в середине девяностых. К этому времени у египетского предпринимателя уже был тридцатилетний опыт сотрудничества с нашей страной - ее он с гордостью называет своим вторым домом. Еще на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов г-н Камель активно занимался импортом "Жигулей" в страны Ближнего Востока и вполне преуспел в этом бизнесе. Тольяттинские "копейки" и "пятерки" до сих пор одни из самых популярных автомобилей в Каире. Но доктору Камелю всегда хотелось заниматься не торговлей, а промышленностью, причем высокотехнологичной. Такой случай подвернулся в 1995 году, когда друзья из "Авиаэкспорта" рассказали ему о программе Bravia. Этот проект, инициированный компанией Rolls-Royce и банком Fleming`s, предусматривал оснащение нового самолета Ту-204 британскими двигателями и авионикой. Однако из-за отсутствия финансирования с российской стороны проект пробуксовывал. В то время египетский бизнесмен, по его собственным словам, имел весьма смутные представления о российском авиапроме. У одной из авиакомпаний, входивших в его группу, был небольшой опыт эксплуатации самолетов Ту-154М и Ил-76. Все, что касалось непосредственно планера, заслуживало похвалы, но двигатели египетские летчики постоянно ругали. У российских силовых установок высокий расход топлива и очень ограниченное время налета без съема с крыла. Но если наши авиадвигатели заменить на западные, то получится очень надежный и дешевый в эксплуатации самолет. "Когда мне попалась на глаза программа Ту-204 с британскими двигателями, я сразу же понял, что нужно быстро действовать", - говорит Камель. В конце 1995 года египтянин попросил ирландских консультантов сделать детальный анализ проекта и вместе с ними отправился в Ульяновск. "Никогда в жизни не забуду первый визит на завод, - вспоминает Камель. - Вся команда, и в первую очередь консультанты, всерьез сомневались в том, что "Авиастар" способен хоть что-нибудь производить и что люди, работающие там, не разучились делать самолеты". Но египтянин попросил их отказаться от предубеждений, подождать и посмотреть все на месте. В итоге Камель оказался прав. По возвращении с завода консультанты пришли к нему с извинениями. Ирландские аналитики признали, что с технической точки зрения "Авиастар" так же хорош, как производственные предприятия Bo

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (319) 25 марта 2002
    Отставка геращенко
    Содержание:
    "В укреплении рубля нет ничего плохого"

    Свое последнее развернутое интервью в качестве главы Банка России Виктор Геращенко дал первому заместителю главного редактора "Эксперта" Никите Кириченко

    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Рейтинг
    Реклама