Газетный фаст-фуд

Международный бизнес
Москва, 25.03.2002
«Эксперт» №12 (319)
Бесплатные газеты бросают перчатку традиционной прессе

Французы в бешенстве. В конце февраля разъяренные журналисты ворвались на склад в Марселе и уничтожили весь выпуск газеты Metro. По всей стране проходят демонстрации профсоюзов. Они требуют не допустить издания Metro в городах Франции и устраивают аутодафе тиражам. Все основания для паники у французов имеются: на их рынок пришла не просто газета, а бесплатная газета, и не просто бесплатная газета, а интересная бесплатная газета.

Кризис жанра

Газеты бывают разные: качественные (политзанятие, VIP-интервью, аналитика, спад-подъем-переворот, национальная идея), массовые (криминал, вид из машины Путина, консервируем помидоры, кроссворд-гороскоп-сплетни) и желтые (обнаженка, шоу-бизнес, высадки инопланетян, прочая нечисть). Хотя деньги, которые платят читатели - даже массовых и бульварных изданий, не покрывают и половины расходов, издателям, как правило, не приходит в голову рассчитывать только на доходы от рекламы.

Да, бесплатные газеты рекламных объявлений существуют давно. Часть из них издают на собственные средства муниципалитеты, другие печатаются фирмами для своих клиентов (это современный вариант многотиражек), например газета "Мир Би-Лайн". Читать их обычно неинтересно, и добрая половина этой продукции попадает в руки читателя только по пути от почтового ящика до мусорного бачка.

В то же время рынок платной прессы, несмотря на отдельные точки роста в развивающихся странах, вяло стагнирует. Новые газеты почти не появляются. Ведь запуск платной газеты слишком долгий и дорогостоящий процесс. "На привлечение нового подписчика тратится много денег, а прибыль появляется, только когда подписчик возобновляет свою подписку. Но может пройти три года, прежде чем платная подписка принесет доход", - объясняет консультант по проблемам СМИ Уильям Данкерли.

Авторы сборника "Инновации газетной отрасли" утверждают, что рынка массового среднего читателя уже не существует. Большинство современных изданий этого еще не поняло и продолжает обобщать потребителей, предлагая всем одно и то же.

Бомба

В 1995 году трое шведов - журналисты Пель Андерсон, Роберт Браунерхильм и их подруга книгоиздатель Моника Линдстедт - сделали "бомбу", взорвав все представления о рынке прессы. Они соединили сравнительно качественное содержание и бесплатность в одном продукте. Их вдохновил успех фаст-фуда, и, ориентируясь на категорию наиболее спешащих людей -. пассажиров, они предложили им средство быстро утолить информационный голод. В результате получилась новая газетная особь, которая размножается с невиданной скоростью. За семь лет существования проекта у Metro появилось множество (21) национальных версий плюс бесчисленные аналоги - в одной Скандинавии их более 600, а тираж газеты достиг десяти миллионов экземпляров по всему миру. В Великобритании Metro (с общебританским тиражом в 800 тыс. экземпляров) обогнала уже такие известные марки, как The Independent (226 тыс.). А в Варшаве доля рекламного рынка, занимаемого бесплатной газетой Metropol, выросла за год в два раза и сейчас состав

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (319) 25 марта 2002
    Отставка геращенко
    Содержание:
    "В укреплении рубля нет ничего плохого"

    Свое последнее развернутое интервью в качестве главы Банка России Виктор Геращенко дал первому заместителю главного редактора "Эксперта" Никите Кириченко

    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Рейтинг
    Реклама