Регионалы на старте

Русский бизнес
Москва, 25.03.2002
«Эксперт» №12 (319)
На московский рынок соков пришел крупный региональный производитель - компания "Нидан-Фудс". Она может стать серьезным конкурентом для местных грандов

Новосибирская фирма "Нидан-Фудс" строит в Подмосковье завод по производству соков. Предприятие будет пущено к концу этого года и станет крупнейшим в Европе. В проект инвестировано свыше 50 млн долларов.

Сейчас на рынке лидируют московская компания "Вимм-Билль-Данн" и петербургская "Мултон". До недавнего времени о продукции компании "Нидан-Фудс" в европейской части страны вообще мало кто знал. Между тем в сибирских и уральских городах ее соки "Чемпион", "Моя семья" и витаминизированный напиток "Да!" занимают более половины рынка. А теперь новосибирский производитель намеревается выйти в лидеры национального рынка.

Просто добавь воды

Рынок соков в России - один из самых драматичных: слишком велики были его взлеты и падения. С начала и до середины 90-х годов рынок вырос в несколько раз, его объем достиг 500 млн литров; существовало более 200 видов соковой продукции. Новые названия появлялись чуть ли не каждый день, и количество производителей равнялось количеству выпускаемых марок. Формула успеха была незамысловата: "возьми концентрат и просто добавь воды". К августу 1998 года объем рынка увеличился еще в полтора раза и составил 700 млн литров.

После кризиса рынок сократился вдвое, что неудивительно: базовые составляющие цены готового продукта - сырье (соковые концентраты), технологии производства и упаковка - были импортные, и они резко выросли в цене. Иностранные инвестиционные фонды, анализировавшие рынок в 1999 году, обещали продолжение спада. Возрождение рынка они прогнозировали не ранее чем через четыре-пять лет.

Именно тогда из России ушел крупнейший английский производитель соков - Del Monte. Аналитики считали Del Monte чуть ли не единственной компанией, которая может потеснить лидера рынка - российскую компанию "Вимм-Билль-Данн". Но в то время и сам ВБД сместил акценты на молочную продукцию: выпустил новую линейку продуктов под маркой Bio-Max и начал реализацию сырьевой программы "Молочные реки". А соки, от которых, несмотря на резкое сокращение объемов рынка, компания не собиралась отказываться, дотировались за счет более ликвидной молочной продукции. Экспансия москвичей в регионы была свернута.

После кризиса многие марки соков навсегда исчезли с рынка. А те, что рискнули остаться, в основном присутствовали в европейской части страны - там спрос был наиболее стабилен, транспортные затраты ниже, а рынок освоен. Да и эти остатки потребительского спроса сместились в сегмент дешевых, менее качественных соков и прохладительных напитков, себестоимость которых ниже.

Сибирский чемпионат

За Уралом осталось несколько номинальных производителей и новосибирская компания "Нидан-Экофрукт" (впоследствии вошедшая в холдинг "Нидан-Фудс"), в распоряжении которой были мощности нового завода, построенного в самый канун кризиса.

Строительство собственного завода по производству соков стало логичным этапом в развитии "Нидан-Экофрукта", который с 1992 года занимался импортом и дистрибуцией венгерских соков "ВВ". Венгры участвовали и в капитале российской компан

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (319) 25 марта 2002
    Отставка геращенко
    Содержание:
    "В укреплении рубля нет ничего плохого"

    Свое последнее развернутое интервью в качестве главы Банка России Виктор Геращенко дал первому заместителю главного редактора "Эксперта" Никите Кириченко

    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Рейтинг
    Реклама